Страховые взносы во внебюджетные фонды при усн. Взносы во внебюджетные фонды

Страховые взносы во внебюджетные фонды при усн. Взносы во внебюджетные фонды

Инструкция

Каждый месяц работодатель обязан производить отчисления на пенсионное и социальное страхование своих сотрудников. Именно на эти суммы налог на УСН. Эти взносы не стоит путать с подоходным налогом (НДФЛ 13%), который работодатель перечисляет за счет сотрудника. В отличие от них, взносы на страхование сотрудников работодатель выплачивает из своего кармана.

К уменьшению налога принимаются суммы взносов на пенсионное (они в общем случае составляют 22% от зарплаты), медицинское (5,1%), социальное страхование в связи с болезнью, материнством и на травматизм (2,9%). Также можно учесть суммы пособий по болезни, которые были выплачены работникам за счет работодателя. Наконец последней категорией расходов, на которые уменьшается платеж, является добровольные отчисления на страхование работников.

Для того чтобы у компании или ИП была возможность уменьшить налог, все страховые взносы должны быть уплачены в расчетном периоде. Это может быть квартал при уплате авансовых платежей, либо год при уплате годового единого налога. Если, например, страховые взносы за март были уплачены в апреле, то уменьшить на них аванс по единому налогу за первый квартал нельзя.

При этом авансовый платеж (налог) не может быть уменьшен более чем на 50%. Т.е. даже если сумма налога, которая подлежит к уплате, получилась меньше, чем совокупный размер уплаченных взносов, то половину от начисленного налога все равно придется заплатить. Например, единый налог УСН составил 150 тыс.р., взносы во внебюджетные фонды - 300 тыс.р. Налог можно уменьшить только на 50%, до 75 тыс.р.

У ИП, которые не имеют наемных сотрудников, возможности по уменьшению налогов не ограничены. Такие предприниматели могут уменьшить исчисленный налог УСН или авансовый платеж на 100% на уплаченные страховые взносы в фиксированном размере. Это значит, что если налог получится больше вычета, в налоговую нужно будет доплатить разницу, а если меньше - то платить ничего не нужно. За первый квартал налог можно уменьшить только за уплаченные за себя платежи в размере 1/4 от установленной суммы, за второй - в размере 1/2 суммы, за третий - 3/4 от суммы и, наконец, всю сумму за год. В 2014 году размер фиксированных взносов в ПФР составит 20 727,53 р. При этом, если предприниматель уплачивает добровольные взносы в ФСС или Пенсионный фонд, учесть эти платежи он не сможет.

Обратите внимание

Возможность уменьшения налога на взносы предусмотрена для ИП и компаний, которые применяют в своей деятельности УСН с объектом "доходы" (6%). А вот те, которые применяют УСН "доходы минус расходы", таких привилегий не имеют. Зато они могут учесть страховые взносы в составе расходов при определении налогооблагаемой базы.

Полезный совет

Для того чтобы не допускать переплаты по налогу, необходимо успевать производить уплату страховых взносов в отчетном периоде. Делать отчисления авансом не стоит, так как них все равно нельзя будет уменьшить налог.

Закон позволяет предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, уменьшать уплачиваемые в бюджет налоги на сумму своих фиксированных отчислений во внебюджетные фонды. Обязательное условие при этом - вы должны сделать взносы в том же квартале, авансовые налоговые платежи по итогам которого оплачиваете. Второе ограничение - сумма налога может быть уменьшена не более, чем на половину.

Вам понадобится

  • - сумма социальных отчислений, которые вы уплатили за квартал;
  • - размер налога к оплате за тот же квартал;
  • - калькулятор.

Инструкция

Общий размер обязательных социальных отчислений в 2011 году составляет порядка 16 тыс. рублей. Таким образом, при поквартальной оплате вы должны сделать по платежу в каждом квартале, в среднем по 4 тыс. рублей.Вы вправе заплатить больше или меньше. Закон содержит только два ограничения относительно отчислений во внебюджетные : сумма, которую вы обязаны уплатить в каждый из фондов за год вне зависимости от своего дохода, и крайняя дата, до которой она должна быть внесена целиком - 31 декабря. Уплатить отчисления в Пенсионный и другие фонды вы можете как перечислением с ИП или любого другого, так и Сбербанк.

Сумма, на которую вы вправе уменьшить налоговые платежи, напрямую зависит от суммы налога, которую вы должны перечислить в . Например, если ваш налог за квартал составил 8 тыс. рублей, и вы в этом квартале заплатили 4 тыс. рублей во внебюджетные фонды, сумму налога можете уменьшать ровно вдвое - на 4 тыс. рублей. Соответственно, в качестве налога вы перечисляете в бюджет 4 тыс. рублей вместо 8 тыс. рублей.

Для сравнения, стоит рассмотреть вариант, когда отчисления составляют меньше половины суммы налога. Например, вы уплатили во внебюджетные фонды те же 4 тыс. рублей, а в бюджет должны перевести в виде единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения 9 тыс. рублей. В этом случае вы вычитаете из суммы платежа все свои отчисления во внебюджетные фонды. Таким образом, если вы заплатили туда 4 тыс. рублей, в бюджет в качестве налога от вас должны поступить 5 тыс. рублей.

Иной вариант, когда произведенные вами отчисления в бюджет превышают 50% от суммы налога. К примеру, вы уплатили во внебюджетные фонды все те же 4 тыс. рублей, а налога у вас по итогам квартала набежало на 6 тыс. рублей. В этом случае просто делите на два сумму налога. И получится, что перечислить бюджет вы при указанной вводной должны 3 тыс. рублей.

При заполнении налоговой декларации не забудьте поквартально отразить в ней все свои страховые взносы во внебюджетные фонды. На практике большинство использует для формирования декларации различные электронные сервисы или специализированные компьютерные программы, которым необходимо только задать все необходимые сведения, включая социальные отчисления. Дальше программа или система все посчитает сама, и на выходе вы получите декларацию, отражающую все уменьшения налогов, на которые вы имеете право.

Видео по теме

Обратите внимание

Если вы подаете нулевую декларацию, ваш налог при любом раскладе равен нулю, так что уменьшать просто нечего. Но от обязанности делать социальные отчисления это вас не освобождает: пока не зарегистрировали прекращение предпринимательской деятельности, страховые взносы придется делать.

Источники:

  • как уменьшить страховых взносах

Предприятия, индивидуальные предприниматели, которые исчисляют налоги по упрощенной системе и уплачивают их в бюджет, могут минимизировать налоговую нагрузку. Для этого нужно пользоваться способами, предусмотренными НК РФ: зачет переплаты, учет убытков прошлых периодов, а также другие способы, которые будут рассмотрены далее.

Страховые взносы должны платить все предприниматели. Средства перечисляются во внебюджетные фонды и касаются каждого сотрудника. Об особенностях их оплаты, размерах, сроках и возможных ошибках идет речь ниже.

Какие страховые взносы поступают во внебюджетные фонды. Плательщики

Под страховыми взносами (СТВ) подразумеваются регулярные платежи, осуществляемые в обязательном порядке. Они обеспечивают в будущем достойную пенсию, оплату больничных и пособий на малышей, бесплатную медпомощь.

Перечисляют взносы предприниматели, работодатели и самозанятые лица. ИП, в штате которого имеются сотрудники, обязан перечислять средства не только за себя, но и своих работников.

Под СТВ подразумеваются суммы, предназначенные для страхования:

  • пенсионного. Средства накапливаются в ПФ;
  • от несчастных случаев, которые могут произойти в процессе производства, от заболеваний профессионального характера. Средства перечисляются в ФСС;
  • медицинского (ФОМС).

Следует безоговорочно производить перечисление средств во внебюджетные фонды:

  1. Лицам, выплачиваемым сотрудникам зарплату и иные виды вознаграждений:
  • компаниям и фирмам со статусом юрлиц;
  • физлицам без статуса ИП.
  1. Бизнесменам, практикующим в частном порядке по правилам, установленным законодательно. Их отличительная особенность – предприниматели работают самостоятельно и не имеют официальных сотрудников или помощников, которым выплачивается заработок.

Важно! Когда плательщика СТВ одновременно можно отнести к нескольким категориям, то он обязан платить средства по каждому основанию отдельно.

Особенности контроля за СТВ

Длительное время вопросы исчисления и уплаты СТВ регулировались законом, принятым в 2009 г. С 2017 г. их администрирование поручено налоговикам, и вопросы относительно уплаты освещены в НК (Гл. 34). В настоящее время плательщикам СТВ следует руководствоваться положениями этой главы. Те основные принципы, которые касаются налогов, получили распространение и на СТВ.

С первого квартала 2017 г. расчеты по СТВ отправляются не в ПФР, а налоговикам. Они становятся частью НК.

Под контролем ФСС остаются только СТВ касательно травматизма. Фонд по-прежнему принимает надлежащую отчетность.

Тарифы страховых взносов в 2017-2019 г.

Установленные тарифы бывают общими и пониженными.

Для большинства налогоплательщиков действуют такие размеры отчислений: (нажмите для раскрытия)

Ныне действующие тарифы остаются без изменений на протяжении трех лет.

Для определения размеров взносов в ПФР и ФСС установлена предельная базовая величина. Она составляет соответственно 711,0 тыс. руб. и 670 тыс. руб. Свыше установленного лимита средства в ПФР перечисляются по ставке пониженной – 10%, а в остальные фонды не направляются совсем.

Что касается тарифа на ОМС, то его размер не находится в зависимости от объема выплат зарплатных. В 2017 г. все доходы без каких-либо ограничений облагаются ставкой в 5,1%.

Конкретный тариф СТВ в ФСС зависит от того, к какому классу профриска относится деятельность работодателя. Предприятие перечисляет от 0,2% до 8,5%, страхуясь от несчастных случаев.

Важно! Предельный размер, служащий базой для СТВ, должен индексироваться ежегодно. Основой является рост заработка в среднем по стране.

Для значительного количества страхователей тарифы на СТВ уменьшены:

Страхователи ПФР ФСС ФОМС
Компании, фирмы, ИП на УСН. Обязательное условие – максимальный доход 79 млн. руб. 20,0 0 0
Учреждения аптечные, ИП, получившие лицензию на продажу лекарственных форм на ЕНВД.

Уменьшенные ставки – только для трудящихся, занятых в аптечной деятельности

20,0 0 0
ИП на ПСО 20,0 0 0
IT-компании и фирмы 8,0 2,0 4,0
Участники проекта «Сколково» 14,0 0 0
Предприятия, задействованные в свободной эконом. зоне в Крыму 6,0 1,5 0,1

Важно! В этом перечне содержится неполная информация. Чтобы ее дополнить, нужно ознакомиться со ст. 427 НК.

Сроки и последовательность уплаты СТВ во внебюджетные фонды

Отрезок времени, который определяет уплату СТВ, остается неизменным уже не первый год. Все СТВ следует внести в соответствующие фонды до 15 числа следующего месяца. Эта дата – конечная. Но если она приходится на праздничный или выходной, то срок переставляется на ближайший день рабочий.

Важно не забывать, что:

  • ведение учета СТВ и уплата проводится в руб. и коп.;
  • на каждого сотрудника работодатель ведет карточку учета СТВ.

Последовательность уплаты СТВ:

  1. Суммы фиксируются в процессе начисления зарплаты.
  2. Страхователь уплачивает их в течение предусмотренного отрезка времени – заполняет платежки с соответствующими реквизитами и суммами, проводит их через банк.
  3. Плательщик составляет соответствующие проводки и ведет учет начислений и уплаты СТВ.
  4. Формируются ежеквартально соответствующие отчеты и направляются в ИФНС и ФСС.

Санкции за несвоевременную уплату СТВ

Ответственность касательно СТВ появляется у налогоплательщика тогда, когда причина их неуплаты:

  • при подсчете база для начислений СТВ была занижена, то есть, страхователь упустил какую-то сумму, облагаемую СТВ;
  • некорректный расчет СТВ. Например, страхователь использовал в расчете пониженный тариф совершенно безосновательно;
  • иные действия (бездействия) предпринимателя-страхователя, которые признаются неправомерными.

Когда предприятие пропустило крайний срок уплаты СТВ, со следующего дня начинается рост пени. Ее размер составляет (в %):

  • просрочка свыше 30 календ. дн. – 1/300 ставки рефинансирования Центробанка;
  • с 31-го дня просрочки – 1/150 указанной выше ставки рефинансирования.

Пример 1. Компания «Вектор» произвела перечисление СТВ в ПФР за апрель 15 июня. Просрочка составила 30 дней. Во внебюджетный фонд отправлено 180 тыс. руб.

Пеня составляет:

180 000 · 9,25% * · 1/300 · 30 = 1 665 руб.

* ключевая ставка ЦБ в мае-июне 2017 г.

Бухгалтер «Вектора» сделает такие записи:

Дт 99 КТ 69 1 665,0 пеня начислена

Дт 69 Кт 51 1 665,0 пеня перечислена в бюджет

Важно! Когда предприятие не смогло заплатить СТВ вовремя, ему выгодно не тянуть, а найти средства и отправить их в соответствующие фонды в течение ближайших 30 календ. дней.

Особенности уплаты взносов ИП

Для ИП тариф СТВ в ПФР составляет 26%, в ФОМС – 5,1%. Расчет производится исходя минимального заработка. Его размер с 01 июля 2017 г. – 7800 руб. Предыдущая величина – 7500. Именно она используется в определении суммы СТВ фиксированной, поскольку в НК предусмотрен расчет за МРОТ на начало календарного года.

Когда годовые поступления ИП не больше 300 тыс. руб., размер СТВ в ПФ составит:

7500 · 12 мес. · 0,26 = 23 400,00

При превышении поступлений 300 тыс. руб., ему потребуется дополнительно к сумме, рассчитанной выше, добавить еще 1% от поступлений, переваливших за указанную величину.

Максимальный годовой размер СТВ в ПФ для ИП – 187,2 тыс. руб. (восьмикратная величина МРОТ).

На СТВ в ФОМС доход не влияет. За год они составляют:

7500 · 5,1% · 12 мес. = 4 590,00 руб.

Взносы в ФСС индивидуальный предприниматель уплачивает добровольно. Когда ИП примет решение об их внесении, то размер составит:

7500 · 2,9% · 12 мес. = 2 610,00 руб.

Важно! Основой расчета СТВ является МРОТ на начало календарного года.

Распространенные ошибки в уплате СТВ

На практике нередко случаются ошибки касательно уплаты СТВ. Встречаются они не только со стороны предпринимателей. Например, специалисты ПФР могут неверно разнести платежи в своей системе. Или же ошибку подобного рода допустил бухгалтерский работник предприятия. В результате часть СТВ в расчет не попала.

Бывает, что не совпадает сумма входящего остатка СТВ.

Среди других распространенных ошибок выделяются такие: (нажмите для раскрытия)

  1. Несоответствие паспортных данных сотрудника и его ФИО, СНИЛС. Подобные искажения определяются автоматически, и расчет не принимается. Налогоплательщик получает информацию о наличии ошибки. Ему следует сделать исправления и сдать уточненный расчет. В данном случае штраф отсутствует.
  2. Несовпадения между общей суммой СТВ и их размерами по отдельным сотрудникам. Уточненный расчет сдается и в этом случае.
  3. Расчет СТВ для иностранного специалиста компании, временно проживающего в стране, работающего по договору, проделан по неправильному тарифу. Бухгалтер не учел, что сотрудник – специалист высокой квалификации. Для подобных работников-иностранцев следует проводить начисление взносов только по травматизму. Иные СТВ отсутствуют. Бухгалтеру понадобится провести перерасчет и отправить дополнительный отчет.

Проводки для перечисления сумм СТВ и формула расчета

Счета бухучета СТВ остаются неизменными. Только не помешает учесть возможность доначислений взносов за периоды, уже прошедшие. Разумно ввести дополнительные субсчета к сч. 69.

Основные бух. записи по СТВ такие:

Чтобы определить расчетную базу СТВ, используется формула:

СТВ рассчитывается так:

СТВ = Расч. база · тариф

Пример 2. Маркетологу ООО «Вектор» Литвиновой Р. Л. в апреле начислена зарплата 32 250 руб. Десять дней она проболела. Сумма пособия – 10 750 (за счет работодателя 3225, и ФСС – 7525). Проводки:

Дебет Кредит Сумма, руб. Операция
44 70 32 250 Начисление заработка за апрель
44 69.1 935,25 Начисление СТВ по врем. нетрудоспособности и материнству
44 69. 2 7 095,0 СТВ по пенсионному страхов.
44 69,3 1 644,75 Взносы по мед. страхованию
44 69.11 258,00 Взносы по страхованию от несч. случаев
44 70 3225,0 Больничное пособие за счет работодателя начислено
69.1 70 7525,0 Пособие за счет ФСС начислено
69.2 51 7 095,0 Взносы в ПФ уплачены
69.3 51 1 644,75 Уплата СТВ по медстраховке
69.11 51 258,00 Уплата в ФСС взносов по травматизму
51 69.1 6589,75 * Возмещение от ФСС получено

*ФСС при возмещении учитывает сумму СТВ по врем. нетрудоспособности и материнству.

Рейтинг популярных вопросов

Вопрос 1. Насчитывается ли пеня за несвоевременную уплату взносов по травматизму, когда причиной нарушения является наложение на имущество предпринимателя ареста?

Ответ. Если бизнесмен подтвердит указанную причину просрочки, пеню не насчитают.

Вопрос 2. Имеют ли право внебюджетные фонды взыскать неуплату принудительно?

Ответ. Такое право у них имеется. Изымается недоимка за счет денежной массы и имущества предпринимателя.

Вопрос 3. Иностранный гражданин, временно проживающий в стране, зарегистрировал ИП. Нужно ли ему перечислять СТВ?

Ответ. СТВ для ИП-иностранцев проводятся точно так же, как для отечественных ИП. Алгоритм расчета платежей не отличается.

Система бухучета СТВ кардинально не изменилась. Но приравнивание страховых платежей к другим налогам, особенно касательно последствий в случае ошибок и неточностей, требует от бухгалтера особого внимания при расчетах, перечислениях и составлении отчетности.

Целью перечисления СТВ является пополнение ресурсов внебюджетных фондов. Средства рассчитываются по установленным НК тарифам. Размер отличается в зависимости от вида коммерческой деятельности, условий труда. Тарифы не остаются без изменений, они периодически корректируются.

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2012, N 11

Право "упрощенцев" на пониженный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды обусловлено не только применением спецрежима, но и основным видом деятельности налогоплательщика. Соответственно, и с точки зрения утраты права на льготу есть как минимум две причины для беспокойства. В зависимости от того, по какой из них пониженные тарифы были "сняты", строится и порядок пересчета обязательств по взносам.

При определенных обстоятельствах применение "упрощенки" может позволить хозяйствующему субъекту существенно сэкономить на уплате страховых взносов во внебюджетные фонды с выплат в пользу физлиц. Так, при соблюдении условий, прописанных в п. 8 ч. 1 и ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), фирмы и предприниматели, применяющие УСН, вправе уплачивать взносы на обязательные виды страхования по пониженным тарифам. Причем если в 2011 г. совокупный тариф страховых взносов для подобных страхователей составлял 26 процентов, то с 1 января 2012 г. он снижен до 20 процентов. При этом все 20 процентов предназначены для Пенсионного фонда. В отношении же платежей в ФСС и ФОМС с 1 января 2012 г. установлен нулевой тариф (Закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ; далее - Закон N 379-ФЗ).

Для применения пониженных страховых взносов на основании п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ от страхователя требуется выполнение двух условий:

  • применение УСН;
  • ведение в качестве основного одного из видов деятельности, перечисленных в указанной норме Закона N 212-ФЗ.
  • розничную торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
  • производство гнутых стальных профилей;
  • производство стальной проволоки (Закон N 379-ФЗ).

В подтверждение прав

Подтвердить применение спецрежима, если опираться на разъяснения Минфина России, может копия титульного листа декларации по единому налогу на УСН, естественно, с отметкой ИФНС о ее принятии либо информационное письмо от инспекции, свидетельствующее о данном факте (Письмо от 16 мая 2011 г. N 03-11-06/2/75). Получить таковое можно, подав соответствующий запрос в ИФНС по месту учета (п. 39 Административного регламента ФНС, утвержденного Приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н, Письмо ФНС России от 4 декабря 2009 г. N ШС-22-3/915@). В течение 30 календарных дней с момента его получения налоговики в информационном письме должны сообщить о дате перехода налогоплательщика на УСН, а также о фактах представления им "упрощенных" налоговых деклараций. Форма документа утверждена Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

Аналогичным образом к документальному подтверждению применения "упрощенки" подходят и специалисты Фонда социального страхования (Письмо ФСС РФ от 1 декабря 2010 г. N 02-03-10/08-12891). Напомним, что с 2010 г. все без исключения "упрощенцы" имели право на нулевой тариф страховых взносов в соцстрах. Тогда и были выпущены приведенные разъяснения специалистов фонда, которые теперь вновь обрели актуальность.

Что же касается основного вида деятельности, то в силу положений ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ таковой признается та деятельность, доля доходов от которой составляет не менее 70 процентов в общем объеме выручки. Сумма доходов при этом определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса, то есть по данным налогового учета. Соответственно, чтобы подтвердить основной вид деятельности, "упрощенцу" прежде всего необходимо засвидетельствовать структуру своих доходов.

В частности, согласно п. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в целях применения льготных тарифов взносов подтверждать основной вид экономической деятельности следует в порядке, установленном Минздравсоцразвития (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Однако никаких специальных правил на этот счет ведомством не предусмотрено. При этом в Информационном письме от 24 марта 2011 г. представители ПФР указывали, что в рассматриваемой ситуации страхователю достаточно заполнить в расчете РСВ-1 ПФР (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. N 894н), представляемом в Пенсионный фонд по итогам отчетных и расчетного периодов, таблицу 4.4. В ней и указываются: общая сумма доходов, сумма поступлений непосредственно от основного вида деятельности и их доля.

Вместе с тем следует отметить, что в 2011 г. пониженный совокупный тариф для "упрощенцев", ведущих социально значимые и приоритетные для государства виды деятельности, достигался исключительно за счет тарифа взносов в ПФР. С начала же 2012 г., как уже упоминалось, снижены в том числе тарифы взносов в ФСС и ФОМС. Что касается взносов на обязательное медицинское страхование, то администратором подобных платежей является Пенсионный фонд. Собственно говоря, и отчитываются страхователи по взносам на ОМС все в том же расчете РСВ-1 ПФР. Следовательно, в данном случае дополнительного подтверждения доходов не потребуется. Другое дело - подтверждение права на применение пониженного тарифа при расчете взносов в соцстрах. Представляется, что, скорее всего, в этих целях в форму расчета 4-ФСС (утв. Приказом Минздравсоцразвития от 28 февраля 2011 г. N 156н) также будет введена дополнительная таблица, аналогичная той, что содержится в форме расчета РСВ-1 ПФР. В конце концов обязанность сдавать отчетность в Фонд социального страхования для "упрощенцев" никто не отменял, тем более что в форме-4 ФСС, помимо прочего, приводятся также данные по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а не только на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Так или иначе, но коль уж для применения пониженных тарифов необходимо соблюдение двух условий, то и утратить право на таковые можно как минимум по двум причинам.

Если "подкачали" доходы

Доходы от деятельности - показатель весьма нестабильный, что называется, то есть, то нет. Соответственно, одним из поводов для утраты права на пониженные тарифы страховых взносов может стать несоблюдение условия об основном виде деятельности в силу того, что доля доходов от такового в том или ином отчетном периоде оказалась меньше 70 процентов в общем объеме выручки. На этот случай в ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ четко прописано: страхователь теряет право на применение пониженных тарифов с начала того отчетного (расчетного) периода, в котором выявлено подобное несоответствие (ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Исходя из этого, получается, что и пересчет страховых взносов в связи с утратой права на применение пониженных тарифов необходимо производить с начала такого отчетного (расчетного) периода. Учитывая же, что отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 месяцев, а расчетным периодом - год, а также то, что взносы начисляются нарастающим итогом, речь идет о корректировке их суммы непосредственно с начала года. Собственно говоря, именно к такому выводу пришли специалисты Минздравсоцразвития России в Письме от 15 сентября 2011 г. N 3333-19.

Проще говоря, если в течение первого квартала "упрощенцем" поддерживалась доля доходов от основного вида деятельности на уровне не ниже 70 процентов в общем объеме выручки, но, к примеру, по итогам полугодия таковая все же снизилась и переступила пороговое значение, то с начала года страхователем подлежит применению общеустановленный тариф страховых взносов. В свою очередь, это означает, что сумма страховых взносов за прошедший период подлежит восстановлению и уплате во внебюджетные фонды в установленном порядке. Благо благодаря Закону N 379-ФЗ с 1 января 2012 г. пени в подобной ситуации с плательщика страховых взносов взыскиваться не будут.

Впрочем, нельзя не подчеркнуть, что, как отмечают представители Минздравсоцразвития, в рассматриваемом случае действует и обратное правило. Иными словами, если, к примеру, по итогам 9 месяцев доля доходов от основного вида деятельности "придет в норму", то "упрощенец" вновь обретает право на применение льготных тарифов, причем также с начала года. Пересчет взносов в такой ситуации "спецрежимник" будет осуществлять уже в свою пользу. Образовавшийся же "излишек" ему следует возвращать или засчитывать в счет предстоящих платежей в порядке ст. 26 Закона N 212-ФЗ.

Если упущена УСН

Применение УСН имеет массу ограничений: по количеству работников, по размеру доходов, по величине остаточной стоимости основных средств и НМА и т.д. и т.п. При несоблюдении таковых налогоплательщик считается утратившим право на УСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие установленным требованиям (п. 4 ст. 346.13 НК).

Очевидно, что в подобной ситуации хозяйствующий субъект автоматически теряет право и на применение пониженных страховых взносов. Однако Законом N 212-ФЗ все эти нюансы никак не регламентированы. Тем самым возникает вопрос: с какого момента страхователь утрачивает право на пониженный тариф страховых взносов? Неужели опять с начала года по аналогии с ситуацией, когда не выполнено условие об основном виде деятельности?

К счастью, для страхователей в данном случае специалисты Минздравсоцразвития решили провести совсем иные аналогии, а именно с положениями Налогового кодекса. Тем самым в Письме от 24 ноября 2011 г. N 5004-19 чиновники указали, что плательщик страховых взносов теряет право на применение пониженного тарифа с начала того квартала, в котором он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, в подобной ситуации страхователю придется пересчитать лишь взносы, уплаченные за последний квартал, а отнюдь не за весь год. При этом, поскольку вернуться на УСН он сможет лишь с начала иного налогового периода, которым на "упрощенке" является год, то никакого "обратного правила" в данном случае нет.

Независимо от системы налогообложения компании и ИП, которые выплачивают своим сотрудникам облагаемый доход, должны платить страховые взносы во внебюджетные фонды. В данной статье рассмотрим ставки взносов в ФСС и кардинальные изменения, которые вступят в силу уже с 2017 года и повлияют на работу ИП и организаций на УСН.

Тарифы страховых взносов в ФСС для УСН

В ФСС страхователи платят два вида взносов:

  • На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — исходя из ставки 2,9%.
  • На страхование от производственных травм. Ставка определяется по виду деятельности и установленному классу профессионального риска (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2012 № 625Н). Минимальный тариф равен 0,2%. Если плательщик страховых взносов занимается опасным производством (например, добычей каменного угля), его ставка может достигать значения 8,5%.

Взносы платят с дохода работника. Не облагаются взносами командировочные, выходные пособия в пределах трех средних заработков, декретные пособия, разовая материальная помощь и т.д. (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В определенный момент упрощенец, как и любой другой плательщик, имеет право перестать платить взносы по временной нетрудоспособности в ФСС. Это право наступает, когда зарплата нарастающим итогом с начала года превысит 718 000 рублей (для 2016 года) и 755 000 рублей (для 2017 года). К примеру, если сотрудник ежемесячно получает 70 000 рублей, в декабре с его заработной платы взносы в ФСС уже не перечисляются, так как его совокупный доход превысит установленный лимит (70 000 * 11 месяцев = 770 000 рублей). Обратите внимание! Взносы на травматизм платятся независимо от начисленной базы, то есть всегда.

ИП на УСН, работающие без наемных работников, не платят обязательные взносы за себя в ФСС, но могут делать это добровольно.

Ставки тарифов, приведенные выше, распространяются на большую часть работающих. Однако есть категории лиц, по которым платятся взносы по иным ставкам. Например, по временно пребывающим иностранцам тариф в ФСС составляет 1,8% вместо 2,9%.

Кроме того, часть упрощенцев имеют право на пониженные тарифы (льготы). Все категории льготников перечислены в ст. 58 Закона № 212-ФЗ . Если вы попадаете в данную категорию, платить взносы в ФСС не нужно совсем. Такие упрощенцы перечисляют взносы только в ПФР по ставке 20%.

Что ждет упрощенцев в 2017 году?

С 2017 года взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перейдут в руки ФНС. Это значит, что в ФСС перечислять придется только взносы на травматизм.

До конца 2016 года лучше свериться с Фондом и закрыть переплаты и недоимки. Фонды будут взаимодействовать с ФНС и обмениваться данными. Например, придется состыковывать информацию по пособиям, выплаченным работникам за счет ФСС. Кроме того, налоговые инспекторы и специалисты фондов теперь смогут проводить совместные проверки на местах согласно плану. На практике такие проверки чаще всего бывают у крупнейших налогоплательщиков и у тех страхователей, которые возмещают из Фондов существенные суммы.

Также обязательно нужно проследить за изменениями предельных лимитов для начисления взносов — в 2017 году они станут выше и составят 755 000 рублей.

По взносам в ФСС страхователи отчитываются с помощью расчета 4-ФСС. В 2017 году он изменится и будет включать информацию лишь о взносах на травматизм. Срок оплаты останется прежним — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. По остальным взносам отчитываться нужно будет в ФНС по форме единого расчета по взносам (в него войдут показатели по взносам на социальное страхование и пенсионное обеспечение). Новый расчет, также как и 4-ФСС, — квартальный, сдавать его нужно будет до 30-го числа месяца, следующего после отчетного квартала.

ИП без наемных работников, не зарегистрированный в качестве работодателя, в ФСС не отчитывается.

КБК для уплаты взносов

Очень часто компании и ИП путаются в КБК. Отсюда возникают проблемы: уплаты по взносам зависают на неопределенных платежах и расхождения по взносам порой выявляются только при сверке.

В идеале нужно сверяться с фондами раз в квартал сразу после сдачи отчетности. Обычно с переносом взносов с одного КБК на другой проблем не возникает — достаточно написать письмо в банковскую группу ФСС. Чтобы не утруждать себя лишними переписками и звонками в ФСС, внимательно заполняйте платежные поручения на уплату взносов.

Обратите внимание! Если вы успеете перечислить декабрьские взносы до конца 2016 года, используйте прежний КБК 393 1 02 02090 07 1000 160. Если же взносы с декабрьской зарплаты вы будете отправлять в новом 2017 году, в платежке укажите КБК, который утвердит ФНС в конце года. Детали о перечислении вносов по-новому можно узнать из Информации ФСС от 24.08.2016 . Также с нового года поменяется и получатель взносов: вместо ФСС следует указывать вашу ИФНС.

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам рассчитать взносы в ФСС, сформировать платежки и отчитаться перед Фондом. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, формируйте отчетность и пользуйтесь поддержкой наших специалистов.

Упрощенная система налогообложения была введена с 01.01.2003 Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ. Применять ее могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

Заметим, что упрощенная система налогообложения дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.

2.1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от ведения бухгалтерского учета (ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете). Поэтому бухгалтеру такой организации не придется составлять ни промежуточную, ни годовую бухгалтерскую отчетность.

Однако, несмотря на такую привилегию, необходимо учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете).

Это значит, что при учете основных средств следует выполнять требования Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01), и Методических рекомендаций по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Учет нематериальных активов регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н (далее – ПБУ 14/2000).

Кроме того, необходимо составлять первичные документы, а также учитывать эти объекты и вести бухгалтерские регистры по учету основных средств и нематериальных активов.

Вести бухгалтерский учет АО и ООО должны в обязательном порядке

Акционерные общества (АО)

Нормы законодательства об акционерных обществах (ст. 97 ГК РФ, ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон № 208-ФЗ) обязывают акционерное общество:

– ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет прибылей и убытков.

Годовая бухгалтерская отчетность относится к информации (материалам), подлежащей обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров и предоставляемой лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров (п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 52 Закона № 208-ФЗ).

При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и акционерного законодательства следует исходить из того, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. При этом законодательство об акционерных обществах является специальным.

Поэтому в случае противоречия между ст. 4 Закона о бухгалтерском учете и положениями ГК РФ, Закона № 208-ФЗ следует применять положения ГК РФ и Закона № 208-ФЗ.

Следовательно, акционерные общества, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Об этом говорится в письмах Минфина России от 02.09.2008 № 03-11-04/2/131, от 22.09.2008 № 07-05-06/203, от 15.10.2009 № 03-11-09/349.

Вопросом о ведении акционерными обществами – «упрощенцами» бухгалтерского учета поднимался на самом высоком уровне. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 13.06.2006 № 319-0 разъяснил, что акционерные общества должны в любом случае вести бухгалтерский учет.

Судьи рассмотрели иск участника акционерного общества, который жаловался, что без бухгалтерского учета он не может получить достоверную информацию о деятельности общества, и Конституционный Суд РФ согласился с гражданином.

Действительно, акционеры имеют полное право знакомиться с хозяйственной деятельностью общества, данные о которой содержатся в бухгалтерских регистрах (п. 1 ст. 91 Закона № 208-ФЗ).

Кроме того, при проведении общего собрания акционеров годовая бухгалтерская отчетность является основным документом, который предоставляется участникам общества (п. 3 ст. 52 Закона № 208-ФЗ). Все остальные документы, доступ к которым имеют акционеры, перечислены в п. 1 ст. 89 Закона № 208-ФЗ.

Если акционерное общество является открытым, оно должно предоставлять в публичный доступ свою годовую бухгалтерскую отчетность.

Закрытые акционерные общества также не освобождаются от этой обязанности в случае публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг (ст. 92 Закона № 208-ФЗ).

В итоге можно сделать вывод, что акционерные общества никак не могут обойтись без ведения бухгалтерского учета в общеустановленном порядке. В противном случае нарушается слишком много положений законодательства об акционерных обществах.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО)

Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 91 ГК РФ, ст. 18, 23, 25, 26, 45, 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон № 14-ФЗ) обязывают общество с ограниченной ответственностью:

– вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность;

– утверждать распределение прибылей и убытков.

Прежде всего, без данных бухгалтерской отчетности невозможно увеличить уставный капитал общества (ст. 18 Закона № 14-ФЗ).

Затем, когда общество выплачивает своему участнику действительную стоимость его доли, без бухгалтерских документов тоже не обойтись (ст. 23, 26 Закона № 14-ФЗ).

При расчете доли участника в уставном капитале общества также надо пользоваться бухгалтерской отчетностью (ст. 25 Закона № 14-ФЗ).

Кроме того, утверждение годовых бухгалтерских балансов – одна из основных задач, решаемых на общем собрании участников общества (ст. 33 Закона № 14-ФЗ). И это еще далеко не полный список ситуаций, в которых хозяйственным обществам в форме ООО необходимо вести бухгалтерский учет.

В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг ООО обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы (п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ).

При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и законодательства об обществах с ограниченной ответственностью следует исходить из того, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. При этом законодательство об обществах с ограниченной ответственностью является специальным.

Поэтому в случае наличия противоречий между Законом о бухгалтерском учете и положениями ГК РФ, Закона № 14-ФЗ следует применять положения ГК РФ и Закона № 14-ФЗ.

Следовательно, общества с ограниченной ответственностью, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Об этом говорится в письмах Минфина России от 19.09.2008 № 03-11-04/2/142, от 13.04.2009 № 07-05-08/156, от 20.04.2009 № 03-11-06/2/67, от 29.10.2009 № 03-11-06/3/257.

Унитарные предприятия

Вести бухгалтерский учет должны не только хозяйственные общества, но и унитарные предприятия. Бухгалтерскую отчетность они обязаны представлять уполномоченному органу собственника имущества, закрепленного за ними (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

На основании данных бухгалтерской отчетности обязательно оценивается стоимость чистых активов унитарного предприятия на конец финансового года (п. 2 ст. 15 Закона № 161-ФЗ).

Кроме того, отчетность унитарного предприятия является публичной (ст. 27 Закона № 161-ФЗ).

Заметим, что ранее суды зачастую принимали решения исходя из признания права налогоплательщиков, применяющих УСН, не вести бухгалтерский учет.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа отказался признать сделку недействительной, указав следующее: поскольку не представлены данные бухгалтерской отчетности за требуемый период, нет возможности признать совершенную сделку крупной (см. постановление от 18.12.2003 № Ф04/6482-1902/А46-2003).

ФАС Северо-Западного округа также счел недоказанным утверждение о том, что оспариваемая сделка являлась крупной и при ее заключении требовалось решение общего собрания. Суд указал: надлежащих документов в подтверждение того факта, что балансовая стоимость не завершенного строительством здания ангара превышает 25% балансовой стоимости активов организации, представлено не было (см. постановление от 16.06.2006 № А26-2584/2005-11).

Представляется, что после того, как Конституционный Суд Российской Федерации высказал свою позицию, факт использования обществом УСН не должен влиять на возможность признания сделки недействительной в судебном порядке.

Один вид деятельности переведен на уплату ЕНВД

С 1 января 2004 г. утратил силу подп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (Федеральный закон от 07.07.2003 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»). Он содержал норму, согласно которой организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), не имели права применять упрощенную систему налогообложения.

Следовательно, с 1 января 2004 г. организации могут совмещать два специальных режима налогообложения. Это значит, что если по одному виду деятельности организация переведена на уплату ЕНВД, то она вправе перейти на УСН и уплачивать единый налог по всем остальным видам деятельности.

Организации, переведенные на уплату ЕНВД по одному из видов деятельности, продолжают вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. В связи с этим возникает вопрос: в каком объеме должна вести бухгалтерский учет организация, которая совмещает УСН с уплатой ЕНВД?

По данному вопросу существуют две противоположные точки зрения.

Первая – это официальная позиция Минфина России, которая заключается в следующем. Организации, применяющие по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухгалтерского учета, должны вести бухгалтерский учет, а также составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по организации (письма Минфина России от 13.02.2009 № 03-11-09/51, от 21.05.2008 № 03-11-04/251).

Бухгалтерскую отчетность фирмы, совмещающие ЕНВД и «упрощенку», должны сдавать в налоговые инспекции. Об этом сказано в письмах Минфина России от 26.03.2004 № 04-02-03/69, от 29.10.2004 № 03-06-05-04/40, от 16.12.2005 № 03-11-04/2/156, от 10.10.2006 № 03-11-04/2/203, от 19.03.2008 № 03-11-04/3/70.

Главой 26.3 HK РФ установлено, что при осуществлении одновременно нескольких видов деятельности, один из которых подпадает под ЕНВД, организация обязана вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 HK РФ).

Для расчета единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ведение раздельного учета в бухгалтерском учете не имеет никакого значения. Дело в том, что в бухгалтерском учете доходы и расходы организации отражаются методом начисления, а в книге учета доходов и расходов – кассовым методом. Даже если бухгалтер организует в регистрах бухгалтерского учета раздельный учет операций по разным видам деятельности, то просто перенести эти данные в книгу учета доходов и расходов он не сможет, так как ему придется выяснять, какие доходы и расходы уже оплачены, а какие еще нет.

Информацию, которая будет отражена в бухгалтерском учете отдельно по каждому виду деятельности, можно использовать только для составления бухгалтерской отчетности, в частности для заполнения отчета о прибылях и убытках.

Чтобы определить финансовые результаты по каждому виду деятельности, к субсчетам счета 90 «Продажи» можно ввести дополнительный уровень субсчетов, например:

– 1-1 «Выручка от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД»;

– 1-2 «Выручка от прочих видов деятельности»;

– 2-1 «Себестоимость продаж по деятельности, переведенной на уплату ЕНВД»;

– 2-2 «Себестоимость продаж по прочим видам деятельности» и т.д.

Общехозяйственные расходы организация может не распределять по отдельным видам деятельности. В конце отчетного периода бухгалтер полностью спишет эти расходы на счет 90 «Продажи», а в отчете о прибылях и убытках отразит по строке «Управленческие расходы».

Некоторые специалисты в области бухгалтерского учета и налогообложения придерживаются другой точки зрения, согласно которой организация, применяющая в отношении разных видов деятельности два специальных налоговых режима, освобождается от ведения бухгалтерского учета в целом. Поэтому она может вести бухгалтерский учет только в отношении тех видов деятельности, по которым она уплачивает ЕНВД.

Заметим, что организовать такой учет довольно сложно, так как одни и те же основные средства могут использоваться в двух видах деятельности. Кроме того, возникает вопрос о порядке отражения в данной ситуации общехозяйственных расходов.

2.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС, и налога на имущество. Вместо этих налогов они перечисляют в бюджет единый налог.

В то же время те налоги, от которых организации, применяющие УСН, не освобождены, – государственную пошлину, транспортный налог, земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т.д. – они должны рассчитывать и уплачивать в установленном порядке.

Взносы во внебюджетные фонды

До 2010 г. организации, применяющие УСН, были освобождены от уплаты ECH. В то же время они были обязаны начислять и уплачивать пенсионные взносы (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

С 1 января 2010 г. организации, применяющие УСН, являются плательщиками страховых взносов во внебюджетные фонды согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Базой для начисления страховых взносов являются выплаты сотрудникам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

В течение расчетного периода «упрощенец» должен перечислять страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Срок уплаты – не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (п. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

По окончании каждого квартала организации представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам:

– в Пенсионный фонд РФ – до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;

– в Фонд социального страхования РФ – до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В 2010 г. организация должна представить в отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации сведения по персонифицированному учету:

Единый налог

Для ведения налогового учета организациям, применяющим УСН, не нужно разрабатывать специальные регистры и рассчитывать налог на прибыль (п. 2 ст. 346.11 HK РФ). Налоговый учет эти организации ведут в книге учета доходов и расходов. На основании ее итоговых данных бухгалтер ежемесячно рассчитывает сумму единого налога, которая подлежит уплате в бюджет.

Упрощенная система налогообложения позволяет платить единый налог либо со всей суммы полученных доходов, либо с суммы доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 HK РФ).

Организации (предпринимателю), чтобы перейти на «упрощенку», нужно выбрать объект налогообложения и указать его в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Исключением из этого правила являются налогоплательщики, которые являются участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Указанные лица в качестве объекта налогообложения могут использовать только доходы, уменьшенные на величину расходов.

Если организация, применяющая в качестве объекта налогообложения доходы, в течение года стала участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, то она утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором это событие произошло. Это установлено п. 4 ст. 346.13 HK РФ.

Меняем объект налогообложения до применения УСН

Выбрать объект налогообложения при «упрощенке» – сложно. Вполне возможно, что организация (индивидуальный предприниматель) захочет поменять его уже после того, как представит в налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, объект налогообложения могут изменить те налогоплательщики, которые уже подали заявление о переходе на УСН, но фактически еще не начали применять этот специальный режим налогообложения.

Чтобы воспользоваться этой возможностью, указанным налогоплательщикам необходимо до 20 декабря текущего года уведомить о своем решении налоговые органы.

Налоговым законодательством не предусмотрена типовая форма уведомления, которое следует заполнять в таких случаях. Поэтому организация может составить его в произвольной форме.

Порядок изменения объекта налогообложения в период применения УСН

Согласно ранее действовавшему правилу объект налогообложения налогоплательщик не мог менять в течение трех лет с начала применения УСН.

С 1 января 2009 г. объект налогообложения можно изменять ежегодно. Такая поправка в п. 2 ст. 346.14 НК РФ была внесена Федеральным законом от 24.11.2008 № 208-ФЗ.

Изменение объекта налогообложения после преобразования

Преобразование (смена организационно-правовой формы) является одной из форм реорганизации юридического лица. В ходе преобразования прежнее юридическое лицо прекращает свое существование. В то же время возникает новое юридическое лицо, к которому переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь, с этого же момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.

Вновь возникшее юридическое лицо может перейти на УСН с момента постановки на учет в налоговом органе. Но только при условии соблюдения положений п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Для этого необходимо подать в налоговые органы заявление о переходе на УСН и указать в нем выбранный объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).

При уплате налогов правопреемник (преобразованная компания) пользуется всеми правами и исполняет все обязанности реорганизованного юридического лица (ст. 50 НК РФ).

Предположим, что организация до преобразования использовала УСН. В этом случае ее правопреемник (вновь возникшее юридическое лицо) при уплате единого налога должен использовать тот же объект налогообложения (письма Минфина России от 20.01.2006 № 03-11-04/2/10, Управления МНС России по г. Москве от 29.03.2004 № 21-09/21079).

Поэтому организация, возникшая в результате преобразования, может сменить объект налогообложения через год после того, как реорганизованная компания впервые стала применять упрощенку.

Сроки уведомления налоговых органов о смене объекта налогообложения

Чтобы изменить объект налогообложения, налогоплательщик должен подать в налоговый орган уведомление о переходе на иной объект налогообложения. Сделать это следует до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается изменить объект налогообложения. Изменить объект налогообложения в течение налогового периода нельзя.

Действия налоговых органов при смене объекта налогообложения

Должны ли налоговые органы выдавать новое уведомление о возможности применения УСН после получения от налогоплательщика уведомления об изменении объекта налогообложения?

Прямого ответа на этот вопрос в главе 26.2 НК РФ нет. Однако работники налоговых органов в своих интервью высказывают следующее мнение. Получив от налогоплательщика уведомление об изменении объекта налогообложения, налоговые органы обязаны выдать новое уведомление о возможности применения УСН с новым объектом налогообложения.

На старом уведомлении налоговые органы сделают отметку о том, что оно недействительно, и укажут дату, с которой уведомление перестало действовать.

Ставки единого налога

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (табл. 1).


Таблица 1

Ставки единого налога, установленные законами субъектов РФ


Налог на доходы физических лиц

С выплат в пользу работников организации, применяющие УСН, обязаны удерживать и перечислять в бюджет:

– налог на доходы физических лиц;

– взносы на обязательное пенсионное страхование;

– взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В течение года бухгалтер организации ведет учет начисленных доходов и НДФЛ каждого сотрудника, а также любого гражданина, которому был выплачен доход, в налоговой карточке (форма № 1-НДФЛ).

До 1 апреля года, следующего за отчетным, в налоговую инспекцию необходимо сдать сведения о доходах, выплаченных за отчетный год, а также о суммах удержанного НДФЛ. Указанные сведения в виде формы № 2-НДФЛ представляются в отношении каждого физического лица, получившего от организации доходы.

Расчеты с Фондом социального страхования Российской Федерации

Организации, перешедшие на УСН, не уплачивают ЕСН, но они являются страхователями по обязательному социальному страхованию. За счет средств ФСС России они могут выплачивать своим работникам:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– пособие при усыновлении ребенка;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– социальное пособие на погребение.

Кроме того, указанные организации должны ежемесячно уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Налог на добавленную стоимость

Организации, применяющие УСН, не должны составлять счета-фактуры, вести журналы учета выданных и полученных счетов-фактур, а также заполнять книгу покупок и книгу продаж, так как они освобождены от уплаты НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ (письмо Минфина России от 05.10.2007 № 03-11-05/238).

В то же время эти организации обязаны:

– платить НДС на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации,

– выполнять функции налогового агента по НДС.

– приобретает товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;

– реализует на территории Российской Федерации конфискованное имущество, бесхозные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству;

– арендует федеральное, муниципальное или имущество субъектов Российской Федерации.

С 01.01.2006 обязанности налогового агента должны выполнять и те организации (предприниматели), которые реализуют товары иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах на основании договоров поручения, комиссии или агентского договора.

Это положение действует, когда по условиям заключенных договоров российские посредники участвуют в расчетах. То есть они должны получить выручку от реализации товаров на свой расчетный счет или в кассу, а затем рассчитаться с иностранной компанией.

Такое изменение было внесено в п. 2 ст. 161 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ.

При удержании НДС составляется счет-фактура в одном экземпляре, а по окончании отчетного периода в 20-дневный срок в налоговый орган представляется декларация по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н.

Налог на прибыль

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль. Тем не менее в некоторых случаях они обязаны составлять отчетность по налогу на прибыль.

Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны выполнять следующие организации:

Выплачивающие дивиденды в пользу других российских организаций – плательщиков налога на прибыль (п. 2 ст. 275 НК РФ);

Выплачивающие доходы иностранным организациям, не осуществляющим деятельность через постоянное представительство на территории Российской Федерации (п. 4 ст. 310 НК РФ).

С 01.01.2005 налог рассчитывается по ставке 9%. Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации, облагаются налогом на прибыль по ставке 15%.

Начиная с 01.01.2008 в отношении дивидендов, которые получают российские организации, применяется нулевая ставка налога на прибыль. Она будет действовать только при выполнении на день принятия решения о выплате дивидендов определенных условий.

Во-первых, организации, получающей дивиденды, принадлежат на праве собственности не менее 50% вкладов (долей) в уставном (складочном) капитале организации, выплачивающей дивиденды.

Во-вторых, непрерывный период владения такой долей в уставном капитале составляет не менее 365 календарных дней.

В-третьих, стоимость доли в уставном капитале составляет не менее 500 млн руб.

Все прочие дивиденды, полученные российскими организациями как от российских, так и от иностранных организаций, будут облагаться по ставке 9% (табл. 2). Такие изменения внесены в подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ Законом № 76-ФЗ.


Таблица 2

Ставки налога на прибыль по доходам от участия в деятельности других организаций в виде дивидендов, выплаченных после 1 января 2008 г.



Сумма налога на прибыль, которая приходится на каждого получателя дивидендов, рассчитывается исходя из общей суммы налога на прибыль и его доли в общей сумме дивидендов.

Налог с доходов иностранных организаций следует удерживать при каждой выплате доходов.

Ставки налога, по которым облагаются доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации, не связанные с деятельностью через постоянное представительство, установлены в ст. 284 НК РФ:

10% – по доходам от использования, содержания и сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов и других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

15% – по дивидендам, полученным от российских организаций;

20% – по всем остальным доходам, не связанным с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации.

Налог нужно перечислить в бюджет в течение трех дней с момента выплаты дохода иностранной организации (письмо МНС России от 26.06.2002 № 23-1-13/34-1005-Ю274).

Сумма налога уплачивается в федеральный бюджет в той валюте, в которой был выплачен доход, или в рублях по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в части доходов в виде дивидендов являются плательщиками налога на прибыль организаций. Следовательно, по окончании каждого отчетного периода, в котором организация – «упрощенец» выплачивала дивиденды, она должна представлять в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ). Об этом говорится в письме Минфина России от от 23.09.2009 № 03-11-06/2/197).

2.3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ВЕДЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

При применении упрощенной системы налогообложения организации обязаны представлять статистическую отчетность. Порядок ее представления установлен Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным постановлением Госкомстата России от 15.07.2002 № 154.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны соблюдать Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40.

Наличные денежные средства могут храниться в кассе организации только в пределах лимита остатка денежных средств, который установлен обслуживающим банком.

Это значит, что в начале года необходимо установить лимит кассы. Для этого необходимо заполнить и представить в банк расчет (форма № 0408020, которая приведена в приложении № 1 к Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П).

Если это не сделать, то лимит кассы будет равен нулю. А это значит, что никакого остатка в кассе быть не должно. За образование сверхлимитного остатка организация будет оштрафована согласно ст. 15.1 КоАП РФ.

Принимать наличные деньги от населения или от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги организация (предприниматель), которая использует упрощенную систему налогообложения, может только с применением контрольно-кассовой техники.

То есть в момент оплаты товара наличными денежными средствами организация (предприниматель) должна выдать покупателю кассовый чек, отпечатанный на ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

По каждому контрольно-кассовому аппарату необходимо вести журнал кассира-операциониста.

Кроме того, бухгалтер должен иметь в виду, что наличные расчеты между организациями не должны превышать 60 000 руб. (указание Банка России от 14.11.2001 № 1050-У). Ответственность за нарушение установленного лимита наличных расчетов возлагается на покупателя, т.е. на ту организацию, которая вносит наличные деньги в кассу организации-продавца (п. 5 письма Банка России от 16.03.1995 № 14-4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и условий работы с денежной наличностью»).



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков