Георгий юдин биография. Г.Юдин

Георгий юдин биография. Г.Юдин

Георгий Юдин родился 27 сентября 1943 года в Туркмении (г. Каахка). О событии своего детства, наложившем отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, художник рассказывает так:

«В 1948 году в Туркмении случилось страшное Ашхабадское землетрясение, когда погибло 130 тысяч человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой, я словно бы родился второй раз».

Вероятно, случившееся и помогло Георгию Николаевичу особенно чётко осознать исключительную ценность семьи и детей.

По окончании железнодорожного техникума и службы в армии, где, собственно, он и начал рисовать, будущий художник учился в Полиграфическом институте. Потом работал в кино над широко известными фильмами «Красные дипкурьеры» и «Капитан Немо».

«Я был просто детским художником, когда у меня родились две дочки, Аня и Даша, и началась мука под названием: «Папа, почитай сказку!»

С тоской думал я о незаконченных иллюстрациях к моей любимой сказке «Чёрная курица» А.Погорельского.

Вот тогда-то, 25 лет тому назад, я и написал свою первую книгу «Букварёнок», по которой дети могут сами научиться читать.

Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал. Теперь мне хотелось сочинять не только сказки и стихи, как, например, «Зелёный поросёнок» или «Усатый сюрприз», но книги, которые наполняли бы душу ребёнка духовным светом веры, рассказывали бы ему о таинственном, невидимом Боге, создавшем весь мир, об Ангеле-хранителе, оберегающем людей от несчастий, о чудесах великих святых: Георгия Победоносца, Ильи Муромца, Сергия Радонежского и многих других, об их помощи людям».

Разносторонняя деятельность Георгия Юдина отмечена многими почётными званиями и наградами. Он - заслуженный художник России, член Союза писателей России, вице-президент Совета по детской книге России, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского, лауреат международного конкурса детской книги в Братиславе (БИБ-83) «Золотое яблоко» за иллюстрации к книге А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», обладатель Серебряной медали международной книжной выставки в Лейпциге (1987 год) «Самая красивая книга года» (за книгу «Букварёнок»). А в 1998 году за книгу «Муромское чудо» имя Георгия Юдина было внесено в Почётный список Ханса Кристиана Андерсена.

Основные работы:

А.Некрасов. Приключения капитана Врунгеля

А.Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители

Г.Юдин. Букварёнок

Г.Юдин. Букварёнкина школа

Г.Юдин. Заниматика

Г.Юдин. Заниматика для малышей

Г.Юдин. Зелёный поросёнок

Г.Юдин. Муромское чудо

Г.Юдин. Свеча неугасимая: Преподобный Сергий Радонежский

Г.Юдин. Смиренный воин: Историческая повесть о Святом Георгии Победоносце

Ныне имя Юдина приобрело известность широчайшую. «Не так уж много у нас в Красноярске имен деятелей культуры, которые всемирно известны: В. Суриков, Г. Юдин, да сегодня В. Астафьев, Д. Хворостовский, пожалуй, и все», - писала газета «Вечерний Красноярск».

Оценка, что и сказать, не бесспорная, хотя, в общем, и не особенно режущая слух, тем более, что высказана она была в дни проведения первых Юдинских чтений, когда и самые высокие слова в адрес Юдина не казались преувеличенными.

Но так было не всегда. В тридцатые годы уже за одну только родственную связь с Юдиным его потомки могли попасть под подозрение со всеми последствиями репрессивного характера. В последующем продажа Юдиным своей библиотеки в Америку была представлена как преступление. А потом и еще одно тяжкое обвинение предъявили красноярскому купцу - спаивал-де народ, поскольку владел винокуренным заводом.

И только одно светлое пятно обнаруживали историки-марксисты в биографии Геннадия Васильевича Юдина - во время сибирской ссылки в его библиотеке занимался Владимир Ильич Ульянов! И может быть благодаря именно этому обстоятельству дача Юдина, вместилище огромной библиотеки, сохранилась до наших дней в приличном виде.

Время непредвзятого отношения к Юдину совпало с приближением 150-летия со дня его рождения, а в более широком смысле - с возвращением из небытия имен многих незаслуженно забытых литераторов, ученых, военачальников, лиц купеческого звания.

Внешняя канва жизни Геннадия Васильевича известна достаточно хорошо. Родился 28 февраля 1840 года в купеческой семье в сибирском городе Тара, корни которой им самим прослежены до начала XVII столетия. В 1852 году Юдины перебрались в Минусинск, куда глава семейства Василий Сергеевич был назначен на службу - в питейную контору Минусинского округа.

Юный Геннадий получил хорошее домашнее образование, изучал иностранные языки. Трудовую жизнь начал рано - пошел по стопам отца, поступив на службу в 1858 году в контору питейных сборов Минусинского округа. А в 1862 году он открывает в Балахте собственную винную торговлю.

Страсть к книгам, собирательству собственной библиотеки давно одолевает его. Круг его книжных интересов чрезвычайно широк, заказывал он издания самые разнообразные - от «Горя от ума» Грибоедова до «Руководства к общей и лесной ботанике» некоего Дютура. Этот широчайший интерес Юдина к литературе самого разного направления с годами не только не угас, но приумножился многократно, будучи материально обеспеченным.

Говорят, коснись подноготной всякого изрядного капитала - и откроется преступление. В основе юдинского богатства лежал счастливый случай, невероятное везение. В начале 1870-х по 100-рублевой облигации внутреннего выигрышного заема он выигрывает огромную сумму - 200 тысяч рублей!

Юдин строит в окрестностях Балахты винокуренный завод, всерьез занимается золото добычей. К этому времени он уже женат на дочери местного священника Евгении Нигрицкой. Рождаются дети: мальчики, девочки. В 1878 году Юдин с семьей перебирается в Красноярск, приобретает в городе недвижимость. Он уже по-настоящему богат и может позволить себе покупать для библиотеки любые, самые редкие и дорогие издания.

Впрочем, деньгами Юдин сорить не любил, при покупке книг нещадно торгуется, сбивает цену. Не был он замечен и в особой благотворительности. Мог бы, казалось, уж что-нибудь и подарить из своего книжного Монблана в библиотеки города. Но нет, ни одной подаренной им книги в общественных библиотеках Красноярска не найти! Правда, на свои средства он издал десятка два книг - собственную родословную, исторические работы ряда авторов. Самым дорогим - обошлось в 25 тысяч рублей - было издание каталога «Русские книги» Венгерова (оно осталось незаконченным, вышли лишь первые три тома).

За городом, на Афонтовой горе, Юдин приобретает участок земли и строит на нем двухэтажное здание для библиотеки. Пишут, причиной тому послужил катастрофический пожар 1881 года, от которого выгорело пол-Красноярска, но и не только пожар, наверное.


Юдин в Красноярске вообще жил как-то наособицу. В общественных делах города заметного участия не принимал, красноярского общества сторонился да и числился к тому же купцом петергофским. В Красноярске во времена Юдина имелись, между прочим, довольно значительные частные библиотеки - журналиста Скорнякова, книгопродавца Комарова. Но о каком-то на книжной почве общении с ними Юдина сведений нет, скорее всего этого общения и не было. Уж очень разными любителями книг они были: нотариус Ицын, например, составлял рабочую юридическую библиотеку. Юдина же занимала иная идея - уместить на своих книжных полках, казалось, всю Вселенную!

Замысел, что и говорить, грандиозный и изысканный: посреди сибирской глуши, за тысячи верст от столиц, над великой рекой и вдали от мирской суеты (город внизу) построить чудесный дом - средоточие всех знаний человечества! Здесь, над книгами, Юдин проводил счастливейшие часы своей жизни. Библиотека росла, вбирала в себя целые воза книг, выписываемых через московских и питерских антиквариев, пополнялась пудами архивных материалов, рукописей.

Но вот как гром среди ясного неба: 1898 год, Юдин дает объявление о продаже своей библиотеки. Особое условие продажи - целиком и в одни руки. Деньги за нее просит гораздо меньшие, нежели ее подлинная стоимость. Но покупателей не находится. Проходит год, два, идут годы... Покупателей на библиотеку в России все нет. Отказался от ее покупки и Николай II, к которому обратился Юдин, - «из-за недостатка средств». И тогда на сцене появляются американцы в лице представителя вашингтонской Библиотеки конгресса А. Бабина.

После нескольких лет переговоров в 1907 году юдинская библиотека была продана Библиотеке конгресса США за 100000 рублей.

Вот, собственно, и все - такова внешняя сторона продажи библиотеки. Загадкой остаются мотивы, побудившие Юдина расстаться со своим детищем.
Те, кто писал об этом, в числе таковых называли и смерть двоих его сыновей, и возможные пожары и волнения в городе, стеснение в средствах, приближающуюся старость... И все это, конечно, могло способствовать принятию решения.

В 1898-м, когда оно было принято, Юдину исполнилось 58 лет. Наверное, к этой поре он не раз задумывался о цели своего собирательства. Его огромнейшая библиотека универсальна: сотни и тысячи книг составляют разделы по всем отраслям знаний - от философии и истории до медицины и сельского хозяйства. Пишут, что Юдин знал каждую книгу своей библиотеки. Но это совсем не означает, что он прочел всю библиотеку или хотя бы имел такое намерение. К тому же прочесть все эти тома - не хватит и нескольких жизней. Среди его сыновей, дочерей (как, впрочем, и дальних потомков) страстных любителей книг, книгочеев, а уж тем более их собирателей не оказалось. Для кого же тогда создавалась Юдиным библиотека? Не в расчете же, в самом деле, на редких заезжих историков, как Семевский, или образованных ссыльных вроде Ульянова, получавших к ней доступ.

В его библиотеке было немало редких изданий. Но особенность ее все-таки заключалась в ее универсальности.


Юдин тщательно подбирал, выписывал и современные ему издания - труды по различным отраслям знаний, текущие периодические издания - от «Акушерки» (!) и «Железнодорожного дела» до «Вопросов философии» и «Исторического вестника». И больше всего юдинская библиотека напоминает университетскую. Да, в ней есть отдел редких книг, но не он главный, основное в ней - книги для самообразования, книги, по которым можно изучать науки, писать труды.
Решившись продать библиотеку за границу, Юдин знал: то, что было у него, было и в других крупнейших библиотеках страны. А по-настоящему уникальное - рукописи, архивы, это он и не продал Америке (за исключением материалов, связанных с деятельностью Русско-Американской компании).

Конечно, для Красноярска юдинская библиотека явилась бы настоящей сокровищницей. Но, увы, - Красноярск для Юдина все-таки не стал тем городом, которому он бы желал подарить библиотеку. Не был он, вероятно, убежден и в том, что Красноярск сможет содержать ее в надлежащем виде. Может быть, какое-то чутье подсказывало ему, что не сохранится в городе его библиотека. Это уже из области догадок и предположений, но если допустить, что тяжелые раздумья такого рода посещали Юдина, то ведь иначе, как провидческими, их не назовешь!

Достаточно вспомнить, что случилось со второй его библиотекой - той, что он собрал уже после продажи первой и которая осталась после его смерти в Красноярске.

Гражданская война - на юдинской даче расквартирована красноармейская часть. Солдаты крутят из листов рукописей самокрутки. Двадцатые годы - библиотека национализирована, свезена в подвал одной из церквей города. Книги расходятся по рукам, пропадают. Потом их поделили между несколькими библиотеками города. И даже самое ценное, что не попало за океан, - рукописи, архивы были для Красноярска утрачены, да и частично для России, как оказалось, тоже. В начале 1950-х рукописи были вывезены в Москву, затем попали в другие города страны, в т.ч. и те, которые нынче - ближнее и дальнее зарубежье...

Но что там вторая библиотека Юдина! Знали ли те, кто называл продажу Юдиным своей библиотеки в Америку преступлением, о том, как большевики распродавали в 1920-е - 1930-е годы книжные сокровища страны?

Распродавались национализированные библиотеки русских царей, дворян - инкунабулы, петровские издания, подносные экземпляры, рукописи и первоиздания, подлинные указы, подписанные государями, уникальные альбомы фотографий, гравюры... Вот, например, что было выставлено на аукционе, прошедшем в Нью-Йорке в 1934 году: «Коллекция редких русских книг в марокеновых переплетах времен издания. Иллюстрированные книги, книги с автографами из библиотек Марии Федоровны, Екатерины II, Александра I, Александра II, Александра III, Николая I, Николая II, великих княжен...».

И если бы все это распродавалось хотя бы за большие деньги! Так нет же! Как свидетельствует историк, «многие книги из императорских библиотек были куплены за бесценок - иногда за 2 или 5 долларов»!.. Вот уж когда поистине совершалось преступление!

Владимир Чагин

Счастливым просветителем детства дано было стать русскому писателю и художнику Георгию Николаевичу Юдину. Ему мы посвящаем новый номер журнала ХиП (Художник и писатель в детской книге).

27 сентября заслуженному художнику России, писателю, члену редколлегии ХиПа Георгию Николаевичу Юдину исполнилось 70 лет.
8 октября в 16-00 в Российской Государственной детской библиотеке (калужская площадь, 1) открывается большая выставка иллюстраций художника.

Георгий Николаевич Юдин родился 27 сентября 1943 года в Туркмении (г. Каахка). В 1961 году поступил в Московский полиграфический институт, где учился у А.Д. Гончарова и В.Н. Ляхова и участвовал в работе над экспериментальными учебниками. «Позже, после рождения дочек, написал и нарисовал «Букварёнок», впервые изданный в 1980 году и выдержавший уже около тридцати переизданий.
С 1961 года Юдин проиллюстрировал более 200 книг русской и зарубежной классики, многие отмечены дипломами 1 и 2 степени всесоюзных и всероссийских конкурсов «Искусство книги». В 1987 году включён в Международный почётный список Г.Х. Андерсена за иллюстрации к авторской книге «Птица Сирин и всадник на белом коне».
Книга «Чёрная курица» А. Погорельского с его иллюстрациями, изданная на двенадцати языках, в 1986 году получила премию культурного центра Испании. За авторскую книгу «Букварёнок» в 1989 году Юдин награждён серебряной медалью на Международной книжной выставке-ярмарке «Самая красивая книга» в Лейпциге. За иллюстрации к «Былинам» удостоен диплома Академии художеств в 1993 году. В том же году избран вице-президентом Совета по детской и юношеской книге России при Российском фонде культуры. Георгий Юдин член Союза писателей России.
В 1995 году Юдин был награждён Патриархом Всея Руси Алексием II орденом Преподобного Сергия Радонежского. За книгу «Смиренный воин» имеет Всероссийскую премию по детской литературе имени Л.Н. Толстого. В 1997 году получил Международную премию имени Кирилла и Мефодия за книги по духовному воспитанию детей и юношества. Начиная с 2007 года в издательстве «Белый город» вышло пять уникальных по изобразительному материалу и содержанию томов: «Святой таинственный Афон», «Хождения на Святую Землю», «Сокровенная Каппадокия», «Царьград» и «Душа России», где Георгий Юдин выступает как автор текста, фотограф и дизайнер. Эти книги завоевали первые места на Международном конкурсе Издательского Совета русской православной церкви «Просвещение через книгу», а «Каппадокия» - Гран-при. Юдин - лауреат Международной литературной премии «Облака»-2007 за серию книг «Божий мир». Его иллюстрации к повести «Левша» Н.С. Лескова и «Приключениям капитана Врунгеля» А. Некрасова приобретены Государственной Третьяковской галереей. Значительным явлением в искусстве иллюстрации, безусловно, станет его новая работа - «Сказки» Р. Киплинга, издаваемые «Эксмо».

Перечень деяний Георгия Николаевича, его «послужной список» признаний (а он ещё здесь и неполный) говорят сами за себя. Его вклад в русскую культуру, в культуру детства необычайно велик. Недавно он был справедливо выдвинут на звание народного художника России, да и Государственная премия не помешала бы.
Что касается сочетания детского писателя и художника в одном лице, то оно в таком качестве достаточно уникально. Как художник-иллюстратор, Юдин может быть задорным и весёлым, почтительно серьёзным и возвышенным, когда это касается православной темы, рыцарски романтичным, как в «Чёрной курице». Но природное остроумие никогда не делает ни его прозу, ни его рисунки скучными и невыразительными. Его тексты самобытны. Его иллюстрации эмоциональны, часто экспрессивны, сочны, богаты по цвету, рисунок энергичен, композиции прихотливы. В иллюстрациях к сказкам и преданиям героини одухотворённы, герои мужественны и непобедимы, неизбежное зло, рисуемое с гневным сарказмом, неизбежно терпит поражение. Юдин - автор со сформировавшимся мировоззрением, с духовными ориентирами. Страстная просветительская натура художника не может не делиться своими духовными открытиями с читателями, тем более с детьми. «Душеполезным чтением» назвал его творчество писатель Владимир Крупин.
Мы публикуем записки самого художника.
Лидия Кудрявцева

Я сделал себя сам...
Грустно началось моё детство. 1943 год - середина страшной войны, дети почти не рождаются, но мои родители так любили друг друга, так верили в Победу, что назло Гитлеру явили меня миру. Прошло всего пять лет, когда мирно спящий Ашхабад за несколько минут был полностью уничтожен ужасным девятибалльным землетрясением. В ту ночь погибло 130 тысяч человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой от падающей крыши, я словно бы родился второй раз.
От пережитого я на целый год превратился в съёжившегося, неулыбающегося старичка. Засыпая в наспех сколоченной из чего попало времянке, я подолгу смотрел на висящую передо мной чудом уцелевшую наивную, как я сейчас понимаю, картину на стекле, на которой возле озерка стояли две берёзки, а над водой с кувшинками неслышно летели две утки. Я погружался в тот сказочный, добрый мир, в котором не содрогалась земля, не кричали задавленные люди, не носились по вздымающейся земле обезумевшие от ужаса убежавшие из зоопарка львы и жирафы, и тихо засыпал под стук капель, падающих с протекающего потолка в тазы, кастрюли и железные миски.
Это детское впечатление помогло мне впоследствии, когда я задумывал и долго работал над литографиями к своей любимой книге «Чёрная курица» Погорельского. Ведь и Алёша - герой этой книги, оставленный родителями в чужом, враждебном ему пансионе, чувствовал себя лишённым любви и заботы маленьким одиноким существом. Вот тогда-то и появилась в его жизни таинственная подземная страна, населённая удивительным, благородным, великодушным народом.
Отсюда и появилось драматургическое и цветовое решение оформления книги: всё, что происходит на земле, в пансионе - строго, неэмоционально, бесцветно. Но как только Алёша оказывается в сказке, мир оживает, становится радостным, цветным, наполняется звуком, запахом, фантастическими растениями, животными и живущими в гармонии с ними маленькими, добрыми человечками.
Но это позже, а пока, оставаясь жить в Ашхабаде, я, окончив железнодорожный техникум, ибо учиться там было больше негде, был призван на три года в Советскую армию, где командовал взводом, и ночами, почувствовав неведомо откуда явившееся желание рисовать (возможно, от деда священника, игравшего в деревне на скрипке и читавшего Шекспира), рисовал боевые стенгазеты, которые завоёвывали грамоты на разных армейских конкурсах.

Вот с таким багажом, не имея за плечами никакого художественного образования, я в пилотке и гимнастёрке, смело и решительно (ведь у меня столько полковых наград за стенгазеты!), попытался поступить в Московский полиграфический институт на художественный факультет. Как же я был удивлён, что и по рисунку и по живописи ничего не понимающие «дядьки профессора» поставили мне двойки. А ведь я так красиво растушёвывал пальцем рисунки!
Куда идти? Не в Ашхабад же ехать непризнанному художнику! И тут на улице в глаза бросилось объявление: «На стройку требуются маляры. Предоставляется общежитие». Маляр - тот же художник, решил я и, бесстрашно, в той же гимнастёрке, устроился в женскую малярную бригаду. Не знали бедные труженицы кисти и шпателя, получавшие зарплату сдельно, кого берут! Ведь вместо десяти окрашенных полов, я успевал за день покрасить только два, ибо, когда ступал с ведром яркого сурика и широкой кистью на свежевыструганный деревянный пол, я видел перед собой не пол, а огромный нежно охристый холст, на котором с упоением, забывая о плане, начинал рисовать. Стоит ли говорить, что и здесь не оценили моего дарования, но бригадир, видимо из материнского сострадания, год терпела и не выгоняла меня. Наверное, чувствовала, что из меня, единственного со всей стройки непьющего мужика, может выйти толк.
Целый год днём я работал маляром, - шесть домов, между прочим, подарил счастливым москвичам, а вечером ходил в «Полиграф» на подготовительные курсы. В результате в 1961 году, на удивление тех самых «дядек профессоров», зарубивших меня в первый раз, я успешно поступил в институт. До сих пор помню, какая это была радость! Меня распирало от восторга, я любил всех этих прекрасных, красивых, добрых людей, наконец поверивших в меня и допустивших в свой чудный, волшебный мир художников.
Учился с упоением. Не пропустил ни одной лекции, вместо одного задания по композиции делал по три-четыре, а после лекций обязательно, вместо весёлых походов с сокурсниками пить пиво, ходил по библиотекам, выставкам и музеям, жадно впитывая всё то, что они, московские мальчики, знали с детства.
Оказалось, что в мире существуют не пять художников, которых я тогда знал, а сотни! Кроме любимых, понятных и простых Шишкина, Репина и Айвазовского творили непостижимые, запрещённые в СССР импрессионисты, кубисты и сюрреалисты, которых мы тайно разглядывали на открытках.
В литературе, помимо Горького и Шолохова, оказывается, существовали экзистенциализм и театр абсурда. Но самое главное - только что опубликованный сумасшедший роман Булгакова! Я был потрясён его «Мастером и Маргаритой», его фантазией, запретной божественной темой и необыкновенным словом. Каждая фраза, каждое предложение несли в себе мощный талант, упругую, наполненную жизнью силу настоящего художника. Слова под его пером начинали трепетать, звенеть, звучать по-новому, поражая своей необычной окраской и смыслом. Вот сцена казни Иешуа: «Пилат задрал голову и уткнул её прямо в солнце. Под веками у него вспыхнул зелёный огонь, от него загорелся мозг, и над толпой полетели хриплые арамейские слова… И, раскатив букву “р” над молчащим городом, он прокричал: - Вар-равван! Тут ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнём уши. В этом огне бушевали рёв, визги, стоны, хохот и свист».
Непревзойдённый стилист, которого можно цитировать бесконечно. До сих пор, не боясь навлечь на себя гнев моих православных читателей, я считаю Михаила Афанасьевича своим учителем, сформировавшим мой литературный стиль.
По окончании института в 1967 году как один из лучших выпускников был позван в экспериментальную лабораторию, созданную Волей Николаевичем Ляховым при кафедре ХТОПП, где придумывались учебники будущего. Но длилась эта научная работа недолго. В то время я иллюстрировал одну из первых своих книг «Человек амфибия». Иллюстрации к ней были замечены кинорежиссёром, и я был приглашён на Одесскую киностудию художником-постановщиком трёхсерийного фильма «Капитан Немо». Ни минуты не сомневаясь, что с этим совершенно новым для меня делом я не справлюсь, с головой окунулся в удивительный, ни на что не похожий мир. Мне было всё интересно, я даже сыграл небольшую роль и, больше того, как режиссёр придумал несколько сцен, которые вошли в фильм, идущий до сих пор по телевизору. Там же был снят следующий фильм «Красные дипкурьеры» с моим участием.
По вечерам еле живой от сложнейших съёмок садился придумывать свою первую авторскую книгу «Букварёнок». В то время у меня уже были две дочки Аня и Даша, и начались муки под названием: «Папа, почитай сказку!» И я, с тоской думая о незаконченных иллюстрациях к «Чёрной курице», наверное, в сотый раз начинал пересказывать этим ненасытным мучителям про Ивана-царевича с лягушкой, про козу рогатую да про кота усатого, и обязательно про нехорошую рыжую девочку Машу, которую серый волк утащил в страшный лес за то, что она не давала папе рисовать книги и зарабатывать деньги.
Мои намёки их не пугали, наоборот, они придумывали свои продолжения о том, как эта рыжая бестия Маша ловко «сделала волку сонный укол, вырвалась из его страшных ногтей» и радостно прибегала домой домучивать несчастного отца. «Когда же это кончится? - стонал я, - когда вы научитесь читать сами?» «А ты научи!!» - радостно вопили они.
«Нас очень много», - с тоской думал я о миллионах молодых родителей, которых дети заставляют читать сказки и не дают работать и отдыхать. Вот тогда-то я после съёмок фильма и написал свою первую книгу «Букварёнок», по которой дети, почти без помощи родителей, могут научиться читать уже с четырёх лет. С тех пор «Букварёнок» двадцать восемь раз переиздавался, и тысячи детей учились по нему читать.
Аня с Дашей росли, и в один распрекрасный день явились ко мне с неожиданным для всех родителей вопросом: «Папа, откуда берутся дети?» «Нас слишком много», - с тоской думал я о бедных родителях, которые не знают, что ответить на это пытливым чадам. Пришлось прочитать много научных книг по анатомии, биологии, чтобы потом все эти знания перевести на детский язык. Я был потрясён прочитанным. Мне хотелось бегать по улицам, размахивать руками и, не боясь показаться сумасшедшим, орать: «Люди! Каждый из нас чудо!» Я так и назвал книгу - «Главное чудо света».
О том, в какое время была написана эта книга, в которой я впервые в СССР рассказывал, что детей не в капусте находят, а рожает любимая мама, можно себе представить из следующей истории. Прихожу в издательство, редактор, недобро глянув на меня, произнёс: «Ваша рукопись прочитана». Сердце моё покатилось вниз от предчувствия беды. «В главе “Как стать гением” вы рассказываете о Леонардо да Винчи, Пушкине, Ломоносове и ничего ещё об одном гении! Не догадываетесь, о ком идёт речь?» «Нет, - честно глядя редактору в глаза, говорю я». «Вы забыли о Владимире Ильиче Ленине! Но это ещё не всё, - зловеще листая рукопись, говорит редактор, - в главе о возможностях человека вы пишете, что Лев Толстой в свои 80 лет был так силён, что одной рукой мог за шиворот поднять дворового!» «Но это правда! - горячусь я, - хотите я принесу доказательства?» «Не-ет, вы меня совсем не понимаете, - медленно поднимаясь из-за стола, страшным голосом говорит редактор, - а ведь это намёк на то, что Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза товарищ Леонид Ильич Брежнев в свои годы этого сделать не может!!»
Конечно, ради того, чтобы вышла книга, я мог бы вставить в неё и Ленина, и польстить немощному Брежневу, и всему политбюро вместе взятому. Но как потом жить с такой стыдобищей?! Я предпочёл забрать рукопись, в результате чего книга вышла только через семь лет в другом издательстве. Книга издаётся до сих пор, и вот что о ней думают читатели: «Я - ребёнок, выросший на книге “Главное чудо света”. Читала её сама, не отрываясь, жадно изучая картинки. Я прочла её всю, и перечитывала, как только снова приезжала к бабушке, где она хранилась. Уже в пятилетнем возрасте эта книга сформировала мою картину мира и моё мировоззрение, не побоюсь громкости таких слов. И представления о человеке, и об отношениях между людьми, и привычка не верить на слово, а искать доказательства и объяснения фактам, начиная с некоторых из тех, что упомянуты в этой книге, и чувство прекрасного, и понимание связей между очевидным и скрытым, и адекватное отношение к любым физическим проявлениям человека и явлениям природы, и чёткое осознание того, что все эти механизмы нужны для чего-то важного и чудесного - иначе бы их просто не было... всё это осталось в моей голове во многом благодаря “Главному чуду света”. Многие впечатления живы до сих пор. Честно говоря, я не знаю, кем бы я была, если бы не эта книга».
Прошло ещё два года, и моих детей, и других тоже нужно было обучить арифметике, но не нудно, как в школе, а интересно и весело. Появилась «Заниматика», где все цифры были не скучными закорючками, а живыми существами со своей удивительно интересной историей. Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал. Теперь, когда я узнал от мамы, что дед мой был не только сельским учителем, но священником, я крестился и вскоре отчётливо осознал своё предназначение, своё главное дело жизни: я должен писать и рисовать книги, которые наполняли бы души людей духовным светом веры, и вели бы их к Богу, без Которого нет жизни.
Когда я готовился к работе над большими книгами-альбомами «Святой таинственный Афон», «Хождения на Святую Землю», «Сокровенная Каппадокия», «Царьград» и «Душа России», мне довелось посетить немало святых мест. Влезал на высоченные горы, где Моисей получил скрижали от Бога, спускался в 28-этажные подземные города Каппадокии, летал над ней на воздушном шаре, на Афоне припадал к величайшим святыням, которые редко кто видел. Даже при всей моей фанатичной работоспособности сделать пять огромных книг за пять лет фактически в одиночку невозможно. Только явная помощь Бога, которую я постоянно ощущал во время работы, помогла мне.
Спасибо Тебе, Господи, за всё.
Георгий ЮДИН











Георгий Юдин родился 27 сентября 1943 года в Туркмении (г. Каахка). О событии своего детства, наложившем отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, художник рассказывает так:

«В 1948 году в Туркмении случилось страшное Ашхабадское землетрясение, когда погибло 130 тысяч человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой, я словно бы родился второй раз».

Вероятно, случившееся и помогло Георгию Николаевичу особенно чётко осознать исключительную ценность семьи и детей.
По окончании железнодорожного техникума и службы в армии, где, собственно, он и начал рисовать, будущий художник учился в Полиграфическом институте. Потом работал в кино над широко известными фильмами «Красные дипкурьеры» и «Капитан Немо».

«Я был просто детским художником, когда у меня родились две дочки, Аня и Даша, и началась мука под названием: «Папа, почитай сказку!»
С тоской думал я о незаконченных иллюстрациях к моей любимой сказке «Чёрная курица» А.Погорельского.
Вот тогда-то, 25 лет тому назад, я и написал свою первую книгу «Букварёнок», по которой дети могут сами научиться читать.

Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал. Теперь мне хотелось сочинять не только сказки и стихи, как, например, «Зелёный поросёнок» или «Усатый сюрприз», но книги, которые наполняли бы душу ребёнка духовным светом веры, рассказывали бы ему о таинственном, невидимом Боге, создавшем весь мир, об Ангеле-хранителе, оберегающем людей от несчастий, о чудесах великих святых: Георгия Победоносца, Ильи Муромца, Сергия Радонежского и многих других, об их помощи людям».

Разносторонняя деятельность Георгия Юдина отмечена многими почётными званиями и наградами. Он - заслуженный художник России, член Союза писателей России, вице-президент Совета по детской книге России, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского, лауреат международного конкурса детской книги в Братиславе (БИБ-83) «Золотое яблоко» за иллюстрации к книге А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», обладатель Серебряной медали международной книжной выставки в Лейпциге (1987 год) «Самая красивая книга года» (за книгу «Букварёнок»). А в 1998 году за книгу «Муромское чудо» имя Георгия Юдина было внесено в Почётный список Ханса Кристиана Андерсена.










Класс:

#}

«Сделать серьёзное занятие
для ребенка занимательным –
вот задача первоначального
обучения».
К.Д. Ушинский

Учебник «Букварь»

Тема: ЗаглавнаябукваМ

Цели:

  1. формировать навыки чтения, ознакомить с правописанием имен собственных, фамилий, географических названий, развивать интерес к чтению, обогащать словарный запас школьников;
  2. развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук;
  3. воспитывать чувство доброты, милосердия, взаимовыручки, любовь к Родине.

Оборудование: иллюстрации (мышонок Мыша, медвеженок Миша, девочки Марина, Мила, мальчики Марк, Максим, гномик Томми с тележкой, кошка Мурка, коза Машка, корова Марта, «Красная площадь-главная площадь в Москве»); словарные слова, портреты поэтов Маршака, Михалкова, Маяковского, Мориц.

Ход урока

I . Орг. Момент

II . Повторение

Работа с азбукой. Чтение алфавита. Повторение гласных звуков. Чем отличаются звуки от букв?

III . Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами будем знакомиться с большой буквой М. А знаете кто принес нам эту букву? Знакомьтесь – это мышонок Мыша и медвежонок Миша. Кто знает, почему слова Мыша и Миша напечатаны с большой буквы?

IV . Постановка и решение проблемной ситуации

А посмотрите кто это? (изображения коровы, козы, кошки)

И они настаивают, что тоже принесли большую буквы М. Это возможно? Объясните. (Под картинками появляются слова «корова Марта, кошка Мурка, коза Машка»)

Про медвежонка Мишу и мышонка Мышу Г. Юдин написал сказку «Поэты». Послушайте и подумайте, кто такие поэты, какие имена в этой сказке вы услышите.

«Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

Давай стихи придумывать. Вот слушай, какое я сочинил:

Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо
Нет на свете никого
Лучшей нашей…

Малины! - заорал Миша.

Да причем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы.

Что ты, что ты! - испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,
чем бойкий рыжий…

Айболит! - заорал медвежонок.

Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

Откуда ты так много знаешь?

Кто много читает, тот много знает! - ответил мышонок Мыша.»

Беседа .

Какие имена вы встретила в этой сказке?

Кто такие поэты?

Хороший ли поэт Миша?

Кто лучше всех на свете?

Какие грибы нельзя есть?

Кого мышонок назвал доктором леса?

Работа по развитию речи .

А давайте мы с вами попробуем посочинять. Подскажите мне словечко в рифму.

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?...
(мышка )

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…

Каждый тут в лесу талант
И певец, и…

Каких поэтов вы знаете? (на доске появляются портреты и фамилии Михалкова, Маршака, Маяковского, Мориц) Учитель обращает внимание на написание фамилий поэтов. Учащиеся читают небольшие отрывки стихотворений поэтов.

Работа с учебником.

Чтение столбиков слов в «Букваре».

Прочитайте самые длинные имена. Объясните.

Прочитайте имена, состоящие из одного слога, двух слогов. Как определить, сколько в слове слогов?

Игра (на доске изображения девочек и мальчиков, буквы вразброс).

Составьте из букв имена девочек и мальчиков.

Физ. минутка

Работа с учебником (продолжение)

Чтение слов третьего столбика.

Угадайте, что это упругая нить из металла или капрона, которая натягивается на музыкальных инструментах. Что это? (струна)

Где вы могли видеть струны?

В слове «струна» замените гласную «У» на гласную «А». Прочитайте получившееся слово.

Как называется страна, в которой вы живете?

Какой город считается самым главным в нашей стране? Хотите побывать в Москве? (на доске появляется репродукция Красной площади и другие фотографии Москвы)

Развитие речи.

Составьте с данными словами предложение.

(На доске слова «Столица», «Москва», «России» и «большой, Москва, город, красивый»).

Совершенствование навыков чтения.

Чтение текста о гноме Томми.

Беседа по тексту.

Что мы уже знаем об этом гноме?

Кто написал стихотворение об этом гноме?

Чтение стихотворение Юнны Мориц наизусть.

Зарядка с гномом.

Игры с Томми.

В тележке у гнома буквы, из которых ребята должны составить имена.

Произнесите имена ласково.

Гном рассказывает старинные дразнилки.

А у Мити на носу кошки ели колбасу.

Мариночка-пышка на улицу вышла,
На пенёчек села, пирожочек съела.

Подведение итогов урока.

  1. Какие слова пишутся с большой буквы?
    Назови имена, которые начинаются с буквы «М», придумай клички животным: собаке, кошке, корове, козе - на букву «М».
    Вспомни фамилии детских поэтов, которые начинаются на букву «М».
    Назови города, реки, которые начинаются на «М».
  2. Придумай предложения,первое слово которого начинается на букву «М» (Например: М ама мыла раму.)


© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков