Главные боги майя: существа, на которых держался мир. Религия ацтеков: боги и богини ацтекской цивилизации Мир в представлении южноамериканских индейцев

Главные боги майя: существа, на которых держался мир. Религия ацтеков: боги и богини ацтекской цивилизации Мир в представлении южноамериканских индейцев

Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн. Эти племена, имевшие обширные познания в астрономии, математике и космологии, относились к наиболее развитым на всем южноамериканском континенте. Но при этом они активно практиковали человеческие жертвоприношения, а боги майя до сих представляются ученым чрезвычайно запутанной системой верований и представлений о мироздании. К сожалению, многие письменные источники того времени были безжалостно уничтожены конкистадорами. Поэтому имена богов майя дошли до исследователей в неполном варианте, многие из них за долгие десятилетия подверглись серьезным изменениям со стороны католических священников. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета. Несмотря на это боги ацтеков и майя, а также культы их восхваления продолжают тщательно изучаться и удивляют исследователей своей многогранностью.

Мир в представлении южноамериканских индейцев

Прежде чем перейти к рассмотрению пантеона этих народов, необходимо понять, каким образом складывались их представления об окружающем мире. Ведь боги ацтеков и майя явились прямым следствием космологии индейцев.

Большой трудностью для ученых, которые изучают жизнь майя, является огромное количество богов и их взаимосвязь с себе подобными и обычными людьми. Майя наделяли божественной силой не только природные явления, но и небесные светила, различные сельскохозяйственные культуры и животных.

Южноамериканские индейцы представляли мир как четырехугольную плоскость, по краям которой стояли деревья, символизирующие стороны света. Каждое из них имело свой собственный цвет, а в центре находилось самое главное дерево зеленого цвета. Оно проникало во все миры и связывало их между собой. Майя утверждали, что небеса состоят из тринадцати различных миров, каждый из которых населен своими божествами и имеет верховного бога. Подземные сферы тоже, по мнению представителей древней цивилизации, имели несколько уровней. В девяти мирах обитали которые устраивали душам умерших самые страшные испытания. Пройти их могли далеко не все души, в самом печальном случае они навечно оставались в царстве темноты и печали.

Интересно, что происхождение мира, как и его устройство, у майя имело несколько интерпретаций. Например, одни народы считали, что по углам мира находятся не деревья, а бакабы - четыре божества, держащие на своих плечах небесные миры. Они тоже имели разную окраску. К примеру, бакаба на востоке был окрашен в красный оттенок, а на юге - в желтый. Центру земли всегда соответствовал зеленый цвет.

У майя было весьма своеобразное отношение к смерти. Она считалась естественным продолжением жизни и очень подробно рассматривалась во всех своих ипостасях. Удивительно, но то, куда человек попадет после окончания земного пути, напрямую зависело от того, как он умрет. Например, женщины, умершие в родах, и воины всегда попадали в некое подобие рая. А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы. Там ее ждали большие испытания, после которых она могла вовеки остаться в пределах мрачных богов смерти. Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. Скорее наоборот - тот, кто сам наложил на себя в руки, попадал к богам Солнца, и вечно радовался своей новой загробной жизни.

Особенности майянского пантеона богов

Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. По некоторым данным, их более двух сотен. Причем каждый из них имеет несколько воплощений и может представать как минимум в четырех различных ипостасях. Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Неизвестно, какая из религий была первичной и оказала влияние на другую, но ученым известно, что часть своих богов майя взяли из еще более древней культуры, о которой почти ничего не известно сегодня.

Удивляет при первом знакомстве с пантеоном божеств и тот факт, что большинство из них являются смертными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней истории и изображения божеств. Довольно распространенным было изображать их в разные периоды зрелости, причем старость символизировала не дряхлость и немощь, а мудрость. Питать богов необходимо было жертвоприношениями, ведь кровь жертв дарила им долголетие и энергию.

Боги небесных светил умирали чаще других, и перед новым появлением на небе они должны были в своем новом воплощении бродить по царству мертвых. Затем они вновь возвращали себе свой прежний внешний вид и возвращались на предназначенное им место.

Боги народов майя, изображенные на барельефах храмов и пирамид, при первом рассмотрении пугали ученых своим внешним видом и сложностью восприятия. Дело в том, что в культуре южноамериканских индейцев был принят символизм, и в каждое изображение вкладывался особый смысл. Часто боги выглядели как существа со звериными когтями, свернутыми клубками змей вместо глаз и продолговатыми черепами. Но их внешний вид не пугал майя, они видели в этом особый смысл, и каждый предмет в руках божества или на его костюме был призван закрепить его власть над людьми.

Календарь майя

Почти каждому современному человеку известен календарь майя, предрекающий конец света в 2012 году. Он вызывал массу научных споров и гипотез, но на самом деле являлся всего лишь очередным вариантом летоисчисления, которому майя, как рассказано в легендах, научились у богов. Боги племени майя научили их исчислять эпохи как временной промежуток, равный приблизительно пяти тысячам двумстам годам. Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Ранее он уже создавался и погибал. В первый раз человеческая цивилизация погибла от солнца, второй и третий раз - от ветра и воды. В четвертый раз погибель грозит миру от бога Ягуара, который вырвется из царства мертвых и уничтожит все живое на планете. Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное. Майя считали такой порядок вещей естественным и даже не думали о том, чтобы предотвратить гибель человечества.

Жертвоприношения в честь богов

Боги древних майя требовали постоянных жертвоприношений, причем довольно часто они были человеческими. Историки считают, что практически каждое служение божеству сопровождалось морем крови. В зависимости от ее количества божества благословляли или наказывали народ. Причем ритуалы жертвоприношения были отработаны жрецами до автоматизма, порой они отличались крайней жестокостью и могли поразить европейца.

Самые красивые молодые девушки каждый год назначались невестами бога плодородия - Юм-Каша. После определенного ритуала их живыми скидывали в глубокий каменный колодец вместе с золотом и нефритом, где они долго и мучительно умирали.

Согласно другому ритуалу, человека привязывали к скульптуре божества, а жрец вспарывал ему живот специальным ножом. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет. Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука. Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека. На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса. Одним ловким движением жрец вспарывал грудную клетку и руками вырывал еще бьющееся сердце из тела. Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе.

Еще одним способом почтить богов была ритуальная игра в мяч. В конце игры боги майя обязательно получали свою долгожданную жертву. Обычно площадки, где сражались две команды, располагались в закрытом со всех сторон четырехугольнике. Стенами являлись стороны храмовых пирамид. Всем членам проигравшей команды отрубали головы и насаживали их на копья на специальной площадке Черепов.

Чтобы подпитывать своих богов между крупными ритуальными жертвоприношениями, жрецы майя постоянно пускали себе кровь, орошая ею алтарь. По нескольку раз в день они прокалывали себе уши, языки и другие части тела. Такое уважение к богам должно было расположить последних к племени и даровать им благополучие.

Главный бог майя, создатель всего живого

Бог Ицамна являлся самым важным божеством в майянском пантеоне. Обычно он изображался как старик с крупным носом и одним зубом во рту. Он ассоциировался с ящерицей или игуаной и часто изображался в окружении этих существ.

Культ Ицамна относится к самым древним, скорее всего, он появился тогда, когда майя еще почитали тотемных животных. Ящерицы в культуре южноамериканских индейцев считались священными созданиями, которые еще до появления богов держали своими хвостами небо. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры. Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя. Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли.

Спутница Ицамны

Не менее почитаема у майя была жена Ицамны - богиня Иш-Чел. Она одновременно являлась богиней луны, радуги и матерью всех остальных божеств майянского пантеона. Считается, что все боги произошли от этой четы, поэтому Иш-Чел одновременно покровительствует женщинам, девушкам, детям и будущим матерям. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев. У майя существовал такой обычай, согласно которому впервые беременные девушки отправлялись в одиночку на остров Космель. Там они должны были задобрить богиню различными жертвами, чтобы роды прошли благополучно, а малыш появился на свет здоровым и крепким.

Существуют легенды о том, что на острове довольно часто приносили в жертву юных девственниц и младенцев. Удивительно, но даже покровительница женщин, которая должна была быть трепетной и нежной, признавала человеческие жертвоприношения и питалась свежей кровью, как и все остальные божества майя.

Кукулькан, бог майя

Один из самых известных и почитаемых богов майя был Кукулькан. Его культ был широко распространен по всему Юкатану. Само имя бога переводится как "пернатый змей" и он часто представал перед своим народом в различных воплощениях. Чаще всего его изображали в виде существа, похожего на крылатого змея и с головой человека. На других барельефах он выглядел как бог с птичьей головой и телом змеи. Кукулькан управлял четырьмя стихиями и часто символизировал собой огонь.

На самом деле важнейший бог майя не был связан ни с одной из стихий, но он умело управлял ими, пользуясь как особым даром. Жрецы культа считались главными изъявителями воли Кукулькана, они могли напрямую общаться с богом и знали его волю. Тем более что он защищал царские династии и всегда выступал за их усиление.

В честь Кукулькана была построена самая величественная пирамида на Юкатане. Она выполнена настолько удивительно, что в день летнего солнцестояния тень от сооружения принимает форму крылатого змея. Это символизирует приход бога к своему народу. Многие отмечают, что в пирамиде совершенно особенная акустика - даже в полной тишине кажется, что где-то рядом кричат птицы.

Самый страшный из пантеона богов майя

Бог смерти майя, Ах-Пуч, был владыкой самого нижнего яруса подземного царства. Он придумывал для заблудших душ чудовищные кровавые испытания и часто любил наблюдать за ритуальной игрой в матч между душами индейцев и богами царства мертвых. Чаще всего он изображался в виде скелета либо существа, покрытого трупными черными пятнами.

Для того чтобы выйти из царства мертвых, необходимо было перехитрить божество, но майя утверждали, что за все время существования миров это удавалось всего лишь нескольким смельчакам.

Светлое божество небосвода

Майя были отличными астрономами, они много внимания уделяли Солнцу и Луне. От дневного светила зависело то, насколько урожайным будет год. А вот наблюдения за Луной и звездами позволяли индейцам вести календарь и отмечать дни ритуалов, жертвоприношений и посевных работ. Поэтому неудивительно, что боги этих небесных светил были одними из самых почитаемых.

Бог Солнца у майя носил имя Кинич Ахау. Он одновременно являлся и покровителем воинов, которые умирая, своей кровью питали бога. Майя считали, что Кинич Ахау в ночное время должен набираться сил, поэтому подпитывать его кровью необходимо ежедневно. В противном случае он не сможет подняться из тьмы и освещать новый день.

Чаще всего бог представал в виде молодого юноши с кожей красного цвета. Он изображался сидя с солнечным диском в руках. Согласно календарю майя, именно его эпоха началась после 2012 года. Ведь пятая эпоха целиком и полностью принадлежит Кинич Ахау.

Бог дождя Чак

Так как майя в основном занимались сельским хозяйством, то неудивительно, что боги солнца и дождя относились к верховному пантеону божеств. Бога Чака боялись и почитали. Ведь он мог даровать хороший и своевременный полив посевам, а мог и наказать засухой. В такие годы он получал жертвоприношения, исчисляемые сотнями человеческих жизней. Алтари не успевали просыхать от моря пролитой крови.

Чаще всего Чак изображался в ленивой полулежащей позе с большой жертвенной чашей на коленях. Иногда он выглядел как грозное существо с секирой, которой мог вызвать ливень и молнии, считающиеся спутниками хорошего урожая.

Бог плодородия

Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы. Так как данная культура была основной в жизни индейцев, то от ее урожайности зависела судьба всего города. Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок. Иногда его головной убор напоминал кукурузу. По преданию, кукурузу подарили майя боги, они принесли с небес семена и научили возделывать Удивительно, но до сих пор ученые не нашли дикого предка кукурузы, от которого должны были произойти современные окультуренные сорта этого популярного и сегодня вида.

Как бы то ни было, но культура народа майя и его религиозные верования до сих пор до конца не изучены современными учеными. Они считают, что полученные с большим трудом знания о жизни южноамериканских индейцев являются всего лишь верхней частью айсберга, а вот настоящие достижения этой цивилизации, которые подведут к пониманию ее образа жизни, были безвозвратно уничтожены конкистадорами.

– бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.

Кавиль – один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы и войны. Постоянный его атрибут – топор-кельт.

Камаштли – бог звёзд, полярной звезды, охоты, сражений, туч и судьбы. Творец огня, один из четырех богов, создавших мир.

Кецалькоатль – бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков – Толлана. Кецалькоатль – “змея, покpытая зелёными пеpьями”.

Кукулькан – бог четырех Святых Даров – огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух – Орел, Земля – Кукуруза, Огонь – Ящерица, Вода – Рыба.

Мецтли – в мифологии ацтеков – бог Луны. Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.

Миктлантекутли – владыка царства мёртвых. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы; его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова.

Мишкоатль – "облачный змей". Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культом Уитцилопочтли и рассматривается как прародитель племён науа.

Синтеотль – бог кукурузы. Он считался покровителем земледельцев. В древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики под разными именами.

Тескатлипока – один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира.

Тлалок – бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао.

Тонатиу – в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Тонатиу управляет пятой, нынешней мировой эпохой. Изображался юношей с красным лицом и пламенными волосами.

Уицилопочтли – бог голубого ясного неба, молодого солнца, охоты, специальный покровитель молодежи ацтекской знати. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков – бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы.

Чак – бог дождя, грома и молний. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса, позднее стал богом дождя и воды, и божеством агрокультуры.

Шипе Тотек – в мифологии ацтеков божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года.

Юм Кааш – «владыка лесов». В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила. Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми волосами, подобными листьям маиса.




Голова божества из Копана, IX век

Мифология майя . У народа майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы.

На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света – востоку соответствовало красное дерево, югу – желтое, западу – черное и северу – белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.

Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине.

Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов такого рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народа науа.

В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти – Кими (Cimi); владыка неба – Ицамна(Itzamna); бог торговли – Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств – Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света – Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов – Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы – Уракан (Huracan); демон подземного мира – Зипакна (Zipacna) и другие. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.


Иероглифы майя, барельеф, X век

Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились три платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак – Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.

Письменность майя. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур. Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в четырех рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично).

Иероглифы дают или изображения фигур, или соединены в группы по четыре или шесть иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886 года) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887 года). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого – иероглифически означающего соответствующего бога, и еще двух, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы – не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.

Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х годов. Он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в XII-XV веках и названных по тем городам, в которых ныне хранятся – Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 году в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.


Рисунок на коже календаря ацтеков

Календарь майя. Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по двадцать дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней.

Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

Мифология ацтеков . У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.

Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости – личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству. Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах. У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч.

Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне – четверо держали за конечности, один – за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать до трёх тысяч человек.

Письменность ацтеков. Для записи исторических событий, календарных, астрономических явлений и ритуалов, а также для учета земли и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев, это – кодексы Коспи (Cospi), Маглиабечиано (Magliabechiano), Борджиа (Borgia), Бурбонов (Borbonicus), Иштлильшочитли (Ixtlilxochitl). История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472 годы), правитель Тескоко.


Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел восемьнадцать двадцатидневных месяцев и ещё пять несчастливых дней. Названия месяцев в календаре соответствовали названиям сельскохозяйственных растений. Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл.

В мифологии майя, Ах Пуч (Ah Puch) - бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана. У майя имелось большое количество богов смерти, их имена варьируются в зависимости от племен, у которых они засвидетельствованы. Наиболее часто упоминаются: Кумхав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали), Ма Ас Амкуинк (у кекчи), Ах Альпух(у киче) и др. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Иконографические облики их различны. Даже в настоящее время многие коренные жители Центральной Америки верят, что сова кричит, предсказывая неизбежную смерть, согласно пословице в испанском языке: cuando эль-tecolote canta ... эль-indio muere (когда большая сова поет, индеец умирает).

Кавиль

Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут - топор-кельт. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. К примеру, имена некоторых тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанских правителей содержали имя этого божества. Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Предметы, связанные с Кавилем - курильница, зеркало. В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока.

Камаштли

Камаштли (Camaxtli) - бог звёзд, полярной звезды, охоты, войны, туч и судьбы. Творец огня, он разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод. Один из четырех богов, создавших мир. Отец Кетцалькоатля. Первоначально у чичимеков Камаштли был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и Кетцалькоатля. Иногда в мифах он является синонимом Мишкоатля.

Кецалькоатль

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) - “змея, покpытая зелёными пеpьями” или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль - сын Мишкоатля и Чимальмат. Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 - 5 вв. до н. э. В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 - 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными - тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают.

Мифология ацтеков очень разнообразна и увлекательна, в пантеоне индейцев насчитывается около сотни богов. Не желая перегружать эту статью избыточной информацией и превращать ее в мини-энциклопедию, мы ограничились наиболее яркими божествами, занимавшими видное место в культуре ацтеков. Это пернатый змей Кецалькоатль, покровитель жрецов Тескатлипока, «поедающая нечистоты» Тласольтеотль и, конечно же, кровавый бог войны Уицилопочтли.

Многие божества Центральной Мексики являли собой воплощения небесных тел, таких как Венера, Солнце и даже звезды Млечного Пути. В этом плане ацтеки удивительно схожи с древними римлянами, которые также обожествляли планеты (достаточно вспомнить культ Марса - покровителя Рима и бога войны). Кстати, планета Венера, которую также называют утренней звездой, вызывала у ацтеков священный трепет. Согласно верованиям индейцев, ее свет способен причинить человеку колоссальный вред и навлечь на него всяческие бедствия.

Индейцы приписывали богам не только сотворение мира и человека, но даже изобретение такой тривиальной вещи, как пульке - крепкий спиртной напиток, получаемый из сока агавы. Согласно представлениям ацтеков, боги решили изобрести средство, побуждающее людей петь и плясать. Дурманящий напиток был передан людям. Жрецы использовали пульке при проведении и прочих религиозных церемоний.

Пернатый змей Кецалькоатль

Этот бог представляет собой некий гибрид змеи и райской птицы. Соответственно, он является воплощением змеиной мудрости и красоты пернатого. Согласно легенде, Кецалькоатль подарил людям пищу - превратившись в муравья, он выкрал зерна маиса из подземных кладовых. Кроме того, пернатый змей считается изобретателем календаря. Благодарные люди строили в честь бога многочисленные храмы и пирамиды.

Кецалькоатль повелевает стихиями, это один из богов-демиургов (создателей мира и человека). Одной из его форм является Эхекатель, почитаемый, как бог ветра. Поначалу поклонение Кецалькоатлю не предполагало принесение человеческих жертв. В качестве подношения богу использовались только колибри и бабочки. Но, видимо, со временем пернатый змей стал более кровожадным, и тогда в ход пошли люди.

Самые ранние изображения Кецалькоатля относятся приблизительно к 8..5 векам до н.э. Иногда божество высекали на камне в виде грозного человека в маске и с бородой, но чаще его можно было встретить в облике змеи, частично покрытой перьями. Ацтеки верили, что пернатый змей способен воплотиться в облике человека. В частности, они считали испанского завоевателя Фернандо Кортеса одной из инкарнаций Кецалькоатля.

Покровитель жрецов Тескатлипока

В мифологии майя и ацтеков Тескатлипока почитается как владыка стихий, способный вызывать разрушительные землетрясения. Это уникальный персонаж, который одновременно является и создателем, и разрушителем мира (этакий индейский аналог бога Шива). Тескатлипока наказывает преступников и благоволит жрецам, он повелевает холодом и звездами. Иногда его воспринимали как колдуна, способного изменить свой физический облик.

Одним из атрибутов бога Тескатлипока является Итлачиаякуе - дословно это можно перевести, как «место, из которого он глядит». Из этого таинственного зеркала исходит дым, который способен убивать врагов бога. В правой руке у Тескатлипока находится четыре стрелы, как символ неотвратимой кары, которую он сулит грешникам.

Надо отметить, что в мифологии индейцев Тескатлипока тяготеет к прекрасным девушкам. Однажды ему даже довелось соблазнить восхитительную Шочикецаль (богиню цветов), которая уже состояла в браке с Шочипилли. Так что добродетельный бог, любитель наказывать людей за их пороки, и сам не без греха.

Уицилопочтли - кровавый бог войны

Это одно из самых темных и жестокий божеств ацтекского пантеона. Уицилопочтли (которого также называют Вицлипуцли) известен как бог войны и покровитель города Теночтитлан. Именно ему древние индейские жрецы приносили наиболее жестокие и кровавые жертвы. По легенде Уицилопочтли постоянно сражался с силами Тьмы, а силу для этого бог получал именно через жертвоприношения.

В качестве изображения божества была выбрана человекоподобная фигура, на голове которой красовался шлем, имитирующий клюв колибри. В левой руке Уицилопочтли располагался лук с четырьмя стрелами, дротики и копьеметалка. В правой руке у божества находилась дубинка в форме извивающейся змеи.

Надо сказать, что нрав Вицлипуцли вполне соответствует его грозному облику. Согласно одной из ацтекских легенд, однажды он отрубил голову своей собственной сестре по имени Койольшауки. Вы спросите, зачем он это сделал? А чтобы доставить людям удовольствие лицезреть Луну - отрубленная голова долетела до неба и каким-то образом превратилась в ночное светило. Оно и правильно. А то как бы мы читали ?

Поедающая грязь Тласольтеотль

Несмотря на довольно неблагозвучное имя (пожирательница грязи или экскрементов), эта ацтекская богиня занимала видное место в пантеоне индейцев. Она помогала людям очиститься от похоти, запретных страстей и тому подобных греховных напастей. Впрочем, богиня Тласольтеотль могла не только гасить страсти, но и возбуждать их, а также насылать на неугодных ей людей венерические болезни и безумие.

Изображали богиню в виде женщины с обнаженной грудью, облаченной в одеяния из хлопка. Непременным атрибутом Тласольтеотль было продетое в нос кольцо в виде полумесяца. На голове богини красовался головной убор, изготовленный из перьев перепелки. На шее Тласольтеотль находилась вымоченная в крови веревка или коралловая змея, символизирующая грехи.

Как и многие прочие боги ацтеков, Тласольтеотль была весьма требовательна по части жертвоприношений. По осени народ устраивал грандиозный праздник в ее честь. Кульминацией события было принесение в жертву молодой женщины. Из ее кожи изготавливали накидку, которую потом носил жрец, олицетворяющий Тласольтеотль. В засушливые годы в жертву богине полагалось приносить мужчину. Пленника привязывали к столбу, а затем бросали в него дротики. Ацтеки полагали, что капающая на землю кровь способна вызвать дождь.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков