Конституционный кризис 1993 г расстрел парламента. Поэтапная конституционная реформа

Конституционный кризис 1993 г расстрел парламента. Поэтапная конституционная реформа

Распад СССР поставил перед РФ несколько глобальных задач:

– создание новой системы управления;

– выведение из кризиса уцелевших структур власти;

– прекращение процесса «суверенизации» субъектов РФ.

Становление новой российской государственности оказалось делом весьма сложным. Если кратко охарактеризовать развитие страны после развала СССР, то оно выглядело так: постсоветская Россия оказалась ввергнутой в глубокий, всеохватывающий кризис – политический, экономический и социально-культурный. Пришедшие к власти в России правые радикалы во главе с Ельциным Б.Н. выдвинули программу либеральных экономических реформ, воспринятую обществом как модель «шоковой терапии». Эта модель была опробована в 1992-1993 годах. Радикально-либеральная модернизация экономики сопровождалась политическими коллизиями.

В 1990-1993 годах в Российской Федерации продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 года. Правда, за это время она претерпела существенные изменения. Но не потому, что в нее внесено много поправок – их было около 300. Но, во-первых, 150 лишь меняли название РСФСР на РФ, исключали упоминание о Союзе ССР, фиксировали изменения наименований субъектов Федерации. Во-вторых, сотня поправок – включение в Конституцию положений Федеративного договора и Декларации прав человека и гражданина, 20 – по поводу реализации принципа разделения властей. Поправок, касающихся полномочий высших органов государственной власти, не наберется и десятка. Часть из них затрагивала полномочия исполнительной власти, часть – органов законодательных. Одна уточняла полномочия Конституционного Суда.

После всех этих изменений в ней были закреплены такие основы конституционного строя, как народовластие разделение властей, верховенство права и закона, уважение прав человека. Верховный Совет стал постоянно действующим законодательным органом. Таким образом, несмотря на то, что действующая Конституция РФ не во всем соответствовала современным требованиям, она содержала серьезные гарантии проводимых преобразований. Кризисное же состояние конституционной законности вызвано было не столько несовершенством самой Конституции, сколько игнорированием ее положений государственной властью и ее представителями разных ветвей.

С весны 1992 г. Верховный Совет принимает ряд законов, регла­ментирующих деятельность и структуру местных органов власти. В марте принимается Закон о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, в июне – законы «О местном самоуправлении в РСФСР» и «О дополнительных пол­номочиях местных советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; в июле – «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в РФ» и «О закрытом административно-территориальном образова­нии». В июле и ноябре 1992 г. вносятся изменения в Закон о выборах народ­ных депутатов местных советов.


С начала 1992 года в верхних эшелонах власти развивается очередной конфликт. Парламент хотел лишить исполнительную власть особых полномочий, президент – избавиться от опеки представительной власти. И тогда все вспомнили о Конституции, при помощи которой можно перераспределить власть в свою пользу. Созданная по обоюдному согласию всех политических сил конституционная комиссия разрабатывает теоретическую концепцию парламентской республики, но президенту нужна была Конституция, решающая практические политические задачи. Поэтому уже зимой 1992 года в недрах президентского аппарата создается группа, которая должна была написать проект Конституции, отвечавшей требованиям президента. Когда эта работа была близка к завершению, президент подверг резкой критике проект, составленный конституционной комиссией. Верховный Совет РФ не остался в стороне от борьбы. Если президентом был предложен проект, в котором государственное устройство России представляло собой нечто среднее между президентской республикой и монархией, то парламент выработал альтернативный вариант, смысл которого сводился к лозунгу «Вся власть - Советам».

Реорганизация системы высших органов власти и управления начинается с внесения изменений во внутренний порядок их работы. В феврале и июне 1992 г. вносится ряд изменений в регламент Вер­ховного Совета РСФСР. В апреле 1992 г. ряд изменений и дополнений был внесен в текст Конституции РСФСР. В октябре 1992 г. был принят Закон «О защите конституционных органов власти в Российской Федера­ции», в ноябре 1992 г. – внесены изменения в Закон «О выборах народных депутатов РСФСР». В декабре 1992 г. принимается Закон «О Совете Мини­стров – Правительстве Российской Федерации».

В феврале 1993 г. был издан Указ Президента Российской Феде­рации о статусе представителей Президента в краях, областях, авто­номных областях и округах, Москве и Санкт-Петербурге. Принима­ются положения о Президентском Совете, о Совете глав администра­ций при Президенте Российской Федерации, об Администрации Президента, уточняется структура Государственно-правового уп­равления Президента.

Столкновение разных ветвей власти создало кризисную ситуацию в стране. 20 марта 1993 г. Президент издал Указ «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти». Происхо­дит обострение межнациональных отношений в ряде регионов стра­ны: вводится чрезвычайное положение в части Северо-Осетинской и части Ингушской республик.

С целью урегулирования межнациональных противоречий и про­ведения устойчивой национальной политики в апреле создается Гос­комитет по делам Федерации и национальностей.

Обострение политической борьбы вызвало необходимость при­нятия Указа «О мерах по предотвращению вмешательства полити­ческих партий и их структур в деятельность государственных орга­нов, предприятий, учреждений и иных организаций».

Эта конфронтация достигла такого критического уровня, Конституционный Суд вынужден был принять участие в разрешении этого конфликта. Так, после выступления президента по телевидению 20 марта 1993 года с Обращением к гражданам России, в котором объявлялось о введении особого порядка управления до преодоления кризиса власти. Конституционный Суд вынужден был заявить о несоответствии его многим статьям Конституции.

В мае 1993 г. был принят Указ, регламентирующий порядок проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. В июле 1993 г. – Положение о борьбе с преступностью и коррупцией, в сентябре были приняты Дополнительные меры по укреплению пра­вопорядка в Российской Федерации.

Острая борьба между законодательной и исполнительной властью, парализовавшая деятельность обеих ветвей и государство в целом, продолжалась все лето.

В начале июня 1993 г. президентским указом устанавливается порядок работы Конституционного совещания. В сентябре 1993 г. прини­мается Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», Положение о федеральных органах власти на переход­ный период и Положение о выборах депутатов Государственной Думы.

В сентябре же издаются указы «О досрочных выборах Президен­та Российской Федерации», «О формировании Центральной избира­тельной комиссии по выборам в Государственную Думу Федераль­ного Собрания Российской Федерации». Выборы народных депута­тов были назначены на 26 сентября и 3 октября.

Осенью 1993 года конституционный процесс окончательно зашел в тупик и был решен силовым методом. Российский президент первым нанес удар по политическому противнику. Он объявил 21 сентября о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу Указ № 1400 (О поэтапной конституционной реформе). Он фактически вводил в стране президентское правление и означал радикальную ломку существующего государственного и конституционного строя. За ним последовало резкое обострение политической обстановки в стране, закончившееся устранением законодательной власти.

Ликвидация советской системы приняла в центре крайние формы (события 3 – 4 октября 1993 г.), на местах этот процесс протекал спокойнее. Уже в конце сентября 1993 г. был издан Указ «Об ответствен­ности лиц, противодействующих проведению поэтапной конститу­ционной реформы» и постановление правительства «О мерах по усилению охраны общественного порядка». 4 октября 1993 г. Москва объ­является в состоянии чрезвычайного положения со всеми вытекаю­щими правовыми последствиями.

Преобладание в октябре 1993 года политической целесообразности над законом было для России гражданской трагедией, но прекращение конфликта двух ветвей власти, объективно, независимо от того, кто выиграл, кто проиграл это противоборство, создало предпосылки для стабилизации ситуации. Причины конфликта: углубившиеся разногласия по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России (среди законодателей в качестве ведущей силы утвердились сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления, а защитники радикальных рыночных реформ оказались в явном меньшинстве); отсутствие опыта взаимодействия между ветвями власти в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала.

Формирование новых органов власти начинается с октября 1993 г. В самом начале месяца принимается Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Здание «Белого дома» 5 октября передается под резиденцию правительства. Одновременно издается Указ «О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота». Через два дня - Указ «О расследо­вании вооруженного мятежа в г. Москве».

7 октября 1993 г. был издан Указ Президента «О Конституционном Суде Российской Федерации». 11 октября 1993 г. – Указ о выборах в Совет Фе­дерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октяб­ря 1993 г. принимается Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции. Тогда же создается Министерство безопасности Рос­сийской Федерации. Для завершения работы над проектом новой Конституции было сформировано Конституционное совещание, со­стоящее из Государственной и Общественной палат. В конце октяб­ря 1993 г. проводится ряд мер по реорганизации Совета безопасности Рос­сийской Федерации. При Президенте учреждается Комиссия зако­нодательных предположений.

Указом Президента в декаб­ре 1993 г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции Российской Федерации. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации.

В январе 1994 г. оформляется типовая структура федеральных органов испол­нительной власти: министерства, комитеты, службы, управления, агентства и проч. Защита свободы информации потребовала созда­ния общей Судебной палаты по информационным спорам при Пре­зиденте Российской Федерации. При Президенте образуется также Общественная палата для политических, правовых и социально-эко­номических консультаций, а в августе 1994 г. – управления по взаи­модействию с политическими партиями, общественными объедине­ниями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания. В июне указом были определены меры по реализации Договора об общественном согласии, акта, призванного обеспечить социальный мир в обществе, находящемся в состоянии кризиса. На преодоление кризиса власти был направлен Указ 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» – акт, принятый в годовщину октябрьских событий в Москве.

Весной – летом 1994 г. вносится ряд изменений в Регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала боль­шое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок органи­зации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой политике при Президенте. В июле 1993 г. принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов фе­деральной исполнительной власти и Положение о проведении кон­курса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе 1993 г. была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре 1993 г. создается Управление делами Президента Россий­ской Федерации, в декабре 1993 г. принимается единое Положение о феде­ральной государственной службе.

После октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». 22 октября принимается Положение об основных началах организации и дея­тельности органов государственной власти в субъектах Федерации (краях, областях, городах, автономных областях и округах). Прини­маются положения о выборах в Московскую городскую Думу и в Московскую областную Думу.

В условиях советской власти происходили по существу безальтернативные выборы, тем не менее, активность избирателей была очень высокой. В условиях демократизации России выборы стали более честными и альтернативными. Но катастрофически стал падать общественный интерес к этим демократическим процедурам. Чем объяснить неявку избирателей на выборы?

В конце октября 1993 г. принимаются указы о реформе местного самоуправления и о выборах в органы местного самоуправления. На их основе издаются положения. Советы заменя­ются собраниями представителей, думами, муниципальными коми­тетами. Возникают институты глав администрации, мэров, старост и т.п. Тогда же принимаются Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. В марте 1994 г. создается специ­альное Управление Администрации Президента по работе с терри­ториями – делается новая попытка усилить контроль центра за местами. Одновременно был издан Указ «О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления».

В июле 1994 г. принимается Положение о Комиссии по подготовке до­говоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, делалась очередная по­пытка разграничить сферы влияния центра и мест.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Природа политических кризисов, историческая ретроспектива, движущие силы. Политические и экономические предпосылки развития политического кризиса в РФ в 1993 г. Процесс разделения властей в политической системе российского общества в постсоветский период.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2017

    Влияние Августовского путча 1991 года и распада СССР на общественно-политическую жизнь в Кузбассе. Условия углубления раскола политических сил и обострения политической борьбы. Обстановка в Кузбассе весной-летом 1993 года и реакция жителей региона.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2013

    Причины революции 1959 года. Ход развивающихся событий. Строительство социализма. Карибский кризис 1962 года. Перемены на Кубе после 1993 года. Изменение подходов к проблемам мировой политики. Вызов империализма.

    реферат , добавлен 24.12.2002

    Экономические реформы 1992-1998 г., их направления и результаты. Политический кризис осени 1993 года. Государственный строй постсоветской России и основные направления внешней политики. Социальное развитие страны. Изменения в культурной и духовной жизни.

    творческая работа , добавлен 06.05.2009

    Политический и экономический кризис в России 1917 года. Попытка корниловского мятежа. Подготовка и проведение партией большевиков вооруженного восстания. Формирование новых органов власти. Разгон Учредительного собрания. Всероссийский съезд Советов.

    реферат , добавлен 05.12.2014

    Реализация Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению в 1993–1994 гг. Соглашения "Газа–Иерихон" и "Осло – II", их значение. Приход к власти Биньямина Нетаньяху и его политика. Эволюция палестино-израильских отношений при Э. Бараке.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2010

    Советская карьера Альгирдаса Миколаса Бразаускас. Избрание Бразаускаса депутатом Верховного Совета Литовской ССР в феврале 1990 г. Президентство 1993-1998 гг., создание коалиции левых, центристских партий. Предпринимательская деятельность жены Миколаса.

    Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития . Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление Президентской власти и либеральные экономические реформы, руководство Верховного Совета - за власть Советов; своей экономической программы эта сторона не имела, но в целом выступала против радикальных экономических реформ. Действовавшая Конституция, в статье 2 которой сохранялось положение о власти Советов, а в статье 3 провозглашено разделение властей, служила законодательной базой их позиции.

    Хронология конституционного кризиса

    Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

    • 1 декабря 1992 года - в Москве открылся шестой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство
    • 9 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства
    • 10 декабря 1992 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов
    • 11 декабря 1992 года - по инициативе Председателя Конституционного Суда прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова
    • 12 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля 1993 года референдум по основным положениям Конституции
    • 14 декабря 1993 года - по итогам многоступенчатного голосования Председателем Совета Министров - Правительства назначен

    Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

    • 12 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отменил постановление о стабилизации конституционного строя
    • 20 марта 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил с обращением к народу, в котором объявил о введении особого порядка управления, однако указ об особом порядке управления так и не был подписан
    • 23 марта 1993 года - , даже не рассматривая указ Президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения от должности
    • 26 марта 1993 года - в Москве собрался девятый чрезвычайный съезд народных депутатов
    • 28 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отклонил проект постановления о назначении досрочных выборов Президента и народных депутатов и провел голосование по вопросу об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента, за импичмент проголосовало 617 депутатов при необходимых 699 из 1097, попытка импичмента провалилась
    • 29 марта 1993 года - после провала попытки импичмента Ельцину Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля
    • 21 апреля 1993 года - Конституционный Суд принял постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме
    • 25 апреля 1993 года - состоялся всероссийский референдум по вопросам (1) о доверии Президенту Б. Н. Ельцину, (2) о социально-экономической политике Президента и Правительства, (3) о досрочных выборах Президента, (4) о досрочных выборах народных депутатов. В референдуме приняли участие 64,05 процентов избирателей, результаты - «да» 58,50 процентов по первому вопросу и 52,88 процентов по второму (от числа принявших участие), 32,64 процента и 41,40 процентов (от общего числа избирателей). Президент получил доверие.
    • 30 апреля 1993 года - в опубликован президентский проект новой Конституции Российской Федерации
    • 1 мая 1993 года - в Москве состоялась демонстрация противников Президента, митингующие убили омоновца Владимира Толокнеева
    • 20 мая 1993 года - Президент объявляет о созыве Конституционного Совещания в Москве
    • 5 июня 1993 года - Конституционное Совещание начало работу
    • 2 сентября 1993 года - Президент временно отстранил от исполнения обязанностей Вице-Президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жесткой критикой Президента и Правительства
    • 21 сентября 1993 года - Президент подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов, вводилась в действие временная система органов власти, на 11-12 декабря назначены выборы в
    • 21-22 сентября 1993 года - выносит заключение о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина, вице-президент объявляет о принятии им полномочий Президента, в Белом доме проводятся назначения на должности министров, руководство Верховного Совета предпринимает попытку собрать Съезд народных депутатов, к Белому дому стягиваются сторонники распущенного Верховного Совета
    • 23 сентября 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин объявляет о досрочных выборах Президента в июне 1994 года, сторонники распущенного Верховного Совета осуществили нападение на штаб объединенных вооруженных сил СНГ, двое погибших
    • 30 сентября 1993 года - Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу и назначает ее председателем Н. Т. Рябова.
    • 3-4 октября 1993 года - после нападения сторонников распущенного Верховного Совета на здание мэрии Москвы и столкновений у Президент вводит чрезвычайное положение в Москве, Белый Дом штурмуют с применением бронетехники, что приводит к многочисленным жертвам, руководство «Белого Дома» арестовано

    Поэтапная конституционная реформа

    • 7 октября 1993 года - Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя
    • 9 октября 1993 года - Президент прекращает полномочия Советов всех уровней
    • 11 октября 1993 года - Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в

    Конституционный кризис 1992-1993

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    (Перенаправлено с Конституционный кризис)

    Перейти к: навигация, поиск

    Политический кризис в Российской Федерации 1992-1993 годов - противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны - Президент России Б. Н. Ельцин, и контролируемая им исполнительная ветвь власти, сторонники Ельцина, с другой стороны - руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители исполнительной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3-4 октября 1993 в центре Москвы.

    1 Предпосылки противостояния

    2 Хронология политического кризиса

    2.1 Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

    2.2 Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

    2.3 Разгон Верховного Совета

    2.4 Поэтапная конституционная реформа

    4 Литература

    5 См. также

    Предпосылки противостояния

    Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд - за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов, и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию, согласно ст. 104 которой высшим органом государственной власти РФ являлся Съезд народных депутатов. По мнению же президента Ельцина, в том, что президент клялся соблюдать Конституцию, но при этом его права были Конституцией ограничены, заключалась «двусмысленность» Конституции:

    Какая сила затянула нас в эту черную полосу? Прежде всего - конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах.

    Хронология политического кризиса

    Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов РФ подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием - декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция РФ.

    Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

    1 декабря 1992 года - в Москве открылся шестой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство Е. Т. Гайдара

    9 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства

    10 декабря 1992 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов

    11 декабря 1992 года - по инициативе Председателя Конституционного Суда В. Д. Зорькина прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова

    12 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля 1993 года референдум по основным положениям Конституции

    14 декабря 1992 года - по итогам многоступенчатного голосования Председателем Совета Министров - Правительства назначен В. С. Черномырдин

    Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

    12 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отменил постановление «о стабилизации конституционного строя»

    20 марта 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления», однако, как выяснилось лишь через несколько дней, реально подписан был совсем другой указ

    23 марта 1993 года - Конституционный Суд Российской Федерации, еще не имея подписанного указа Президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения от должности

    28 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отклонил проект постановления о назначении досрочных выборов Президента и народных депутатов и провел голосование по вопросу об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента (одновременно проводилось голосование по вопросу об освобождении от должности председателя ВС Р. И. Хасбулатова). Попытка импичмента провалилась, т. к. к этому моменту появился настоящий текст указа, не содержащий грубых нарушений Конституции. За импичмент проголосовало 617 депутатов при необходимых 689 (т.е., 2/3 из 1033 зарегистрированных депутатов), против - 268.

    29 марта 1993 года - после провала попытки импичмента Ельцину Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля всероссийский референдум

    21 апреля 1993 года - Конституционный Суд принял постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме

    Всероссийский референдум, он включал 4 вопроса:

    Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? (58,7 % за)

    Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? (53,0 % за)

    Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? (49,5 % за)

    Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? (67,2 % за)

    В референдуме приняли участие 64,05 % избирателей. Согласно действовавшему законодательству, для принятия решения по двум последним вопросам, необходимо было набрать большинство голосов от общего числа избирателей. Противоречивые результаты референдума были истолкованы Ельциным и его окружением в свою пользу. Впрочем несмотря на юридическую неопределённость по третьему и четвёртому вопросам, победа Ельцинской команды в борьбе за умы граждан прямо следовала из результатов голосования.

    1 мая 1993 года - в Москве состоялась демонстрация противников Президента, разогнанная ОМОНом. Были жертвы, в т.ч. один ОМОН"овец (Владимир Толокнеев)

    1 сентября 1993 года - Президент указом № 1328 временно отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жесткой критикой Президента и Правительства, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений вице-президенту». Действовавшая Конституция и законодательство нормы о возможности отстранении вице-президента президентом не содержали. Обвинения в коррупции позже не подтвердились (подпись Руцкого на компрометирующих его документах оказалась поддельной).

    3 сентября - ВС принял решение направить в Конституционный Суд ходатайство с просьбой проверить соответствие Основному Закону положений указа президента РФ от 1 сентября в части, касающейся временного отстранения от исполнения обязанностей вице-президента А. Руцкого. По мнению парламентариев, издав этот указ, Борис Ельцин вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти. До разрешения дела в Конституционном Суде действие указа приостанавливается.

    Разгон Верховного Совета

    Основная статья: Разгон Верховного Совета РФ (1993)

    21 сентября 1993 года - Президент подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предписывавший Верховному Совету Российской Федерации и Съезду народных депутатов прекратить свою деятельность, вводилась в действие временная система органов власти, на 11-12 декабря назначены выборы в Государственную Думу

    21-22 сентября 1993 года - Конституционный Суд Российской Федерации выносит заключение о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов. К Белому дому стягиваются сторонники Верховного Совета и Съезда.

    23 сентября 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин объявляет о досрочных выборах Президента в июне 1994 года (позже это решение было отменено). Произошло нападение на штаб объединенных вооруженных сил СНГ, двое погибших. СМИ и сторонники президента обвиняют в происшествии депутатов Верховного Совета. Открывается X (Чрезвычайный) Съезд народных депутатов, который, с соблюдением всех законных процедур и при наличии необходимого кворума, утверждает постановления ВС о прекращении президентских полномочий Ельцина и переходе их к вице-президенту Руцкому, а действия Ельцина квалифицирует как попытку «государственного переворота».

    30 сентября 1993 года - Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу и назначает ее председателем Н. Т. Рябова.

    3-4 октября 1993 года - после захвата сторонниками Верховного Совета здания мэрии Москвы и столкновений у телецентра Останкино Президент вводит чрезвычайное положение в Москве, Белый Дом штурмуют с применением бронетехники, что приводит к многочисленным жертвам, руководство «Белого Дома» арестовано

    Поэтапная конституционная реформа

    5 октября - распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. И. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400

    7 октября 1993 года - Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суда В. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» вынужден уйти в отставку (сохранив полномочия судьи).. Судьи, под давлением окружения президента, вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей КС, однако, в последний момент, по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало)

    11 октября - Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации

    22 октября - Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ

    24 декабря - Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией

    25 декабря 1993 года - Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России

    11 января 1994 года - в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года

    23 февраля 1994 года - Государственная Дума приняла постановление об «амнистии» участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября - октября были прекращены.

    Конституционный кризис Российской Федерации и возможный выход из него

    1. ПРИЧИНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИИ

    1993 год окончательно выявил наличие глубокого кризиса конституционного строя Российской Федерации.

    Первая его причина заключается в незавершенности перехода к новой форме правления: от советской
    республики к подобию республики президентской. По пути образовался как бы провал: в действующий Основной закон внесли блок поправок к «первой» и «третьей» властям (учредив должность Президента РФ, судебные гарантии прав человека, Конституционный суд РФ и др.), но мало что изменили во «второй» власти - законодательной. Возник постоянный очаг напряженности между четырехэтажным институтом «советской власти», называющим себя высшим органом государственной (но не законодательной) власти - Съездом, Верховным Советом, его Президиумом и Председателем - и новыми институтами, желающими быть не просто исполнителями, но властью.

    Вторая причина - мировоззренческая, определяющая конфликт между либеральными реформаторами про-западной ориентации и традиционалистами-патриотами. Прежняя волна «многопартийности», в основе которой лежало двухполюсное, ожесточенное противостояние коммунистов и демократов, ушло; ей на смену пришел не менее ожесточенный, многократно усиленный тяготами, извечный российский спор западников и почвенников, дополняемый различиями между радикалами и оппортунистами, новым и старым истэблишментом. Схлестнулись три партии, не оформленные организационно, но расходящиеся идейно: левые, центристы, правые.

    Третья причина - обострение разногласий между Федеральным Центром и регионами. Она была заложена самой губительной ленинско-сталинской моделью этнического принципа построения Государства. Сверхцентрализация внезапно рухнула, и на простор вырвались многие давние обиды. Во многих местах быстро оперилась национальная элита, которая ловко использует инстинктивное противление центру, раздувает эмоциональную сторону племенного подхода к новому государственному строительству. Бацилла нео-трайбализма перекинулась из Югославии на Россию.

    Четвертая причина: крушение Союза ССР. Принимая Декларацию о государственном суверенитете России, мы ратовали за Союз как конфедерацию, но на упрямстве иных и пустословии других не получили вообще почти ничего, все пошло прахом и кровью... Подписание и последующая ратификация Беловежского соглашения о роспуске СССР и образовании СНГ сделаны с рядом серьезных правовых изъянов. Отвергнуто было волеизъявление народов на всесоюзном референдуме в марте 1991 г. высказавшихся за сохранение Союза, нарушены были и союзная и российская Конституции. Это дает самые весомые козыри тем силам, которые видят в конституционной реформе в России нежелательное закрепление Беловежских соглашений.

    Пятая причина: жестоко смущенное общественное сознание. По нему были нанесены сильные удары в виде разрушения Варшавского договора, Союза ССР, начавшейся дезинтеграции России, падения роли и престижа русского народа. Накладывается здесь и происходящий геополитический переворот, постепенная утрата Россией роли весомого фактора мировой политики, сверхдержавы. Все это вызывает внутренний протест против предлагаемых перемен, размывает правосознание граждан РФ.

    Шестая причина: параллельное осуществление радикальной экономической реформы. Шоковый переход к рынку, стремительная «капитализация» хозяйственных структур и требования дополнительных полномочий для исполнительной власти повсеместно привели к чрезвычайщине - и в Москве, и во всей России. Правление с помощью указов и распоряжений повлекло неизбежное разрушение правовой системы: подзаконные акты стали" выше закона, выше Конституции. Мгновенная потеря накоплений и уверенности в социальной обеспеченности не дают оснований для легитимности чрезвычайных полномочий.

    Седьмая причина заключается в слишком большой роли субъективного, личностного влияния на политику России людей, которые не проявили должного искусства в управлении великим континентом, каковым является Россия. Большевистский синдром излишней самоуверенности, комплекс мессианства, нездоровая амбициозность наложили печать на действия многих правителей.

    Серьезной причиной глубочайшего конституционного кризиса стал кризис политический, ибо большая часть словесно ратующих за современные преобразования не сумела смирить гордыню и сплотиться вокруг принятия новой Конституции. Не удержавшись от амбиций, состязаясь в утопических прожектах и язвительных комментариях, эти политики и преданные им средства массовой информации шумно влились в армию оголтелых борцов с реформой.

    2. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

    Новая Конституция все не принимается и исподволь происходит девальвация конституционного строя. Напоминает ли все ныне происходящее стабильность конституционного строя? Об этом приходится только мечтать.

    «Брежневская» Конституция РСФСР простояла в неприкосновенности одиннадцать с половиной лет: с апреля 1978 по октябрь 1989 года. Предыдущий состав депутатов уже корректировал Конституцию: в горбачевское время, в 1989 году, внеся в нее 25 поправок.

    Нынешний корпус пошел дальше и уже принял 7 законов о 340 изменениях действующей Конституции РФ. В 1990 году внесено 53 поправки, в 1991 году - 29 поправок, в 1992 году - аж 258 (!) изменений. И на этом перекройка Основного закона (кажется, лишь только по названию остающегося "основным") не завершится. Появятся новые законы Верховного Совета и Съезду вновь найдется работа – латать под них Конституцию.

    Символично, что известный жаркий спор с рукоприкладством на седьмом Съезде был вызван как раз поправками, которые - по мнению части депутатов - изменяют основы конституционного строя России. Раздававшиеся крики и (редкие) глухие удары стали лучшим свидетельством: Конституция должна быть защищена от произвольного желания законодателя с легкостью поменять любое не понравившееся ему положение, в том числе - основополагающее.

    Создатели любой Конституции не желают легкой переделки своего детища, но вполне допускают, что текст может быть изменен с целью его улучшения. Однако, всегда возникает вопрос: следует ли делать процесс внесения поправок в Основной Закон простым, «демократичным»?

    Жизнь показала, что Конституция нуждается в защите. Степень легкости внесения поправок напрямую связана с обеспечением стабильности и порядка в государственных делах. Конституции целого ряда стран предусматривают усложненный порядок их изменения, что служит сохранению преемственности оправдавших себя политических и экономических основ общества.

    Какой способ обеспечения устойчивости конституционного строя видим мы?

    Предлагается, чтобы новая Конституция состояла как бы из частей. В первом разделе закрепляются основы конституционного строя. Эта «конституция в конституции» вовсе не презюмирует противоречивость документа. Напротив, первый раздел выступает гарантом устойчивости и непротиворечивости всего Основного закона. Разработчики стремились к тому, чтобы основополагающим ценностям, на которых базируется Конституция, последующими поправками не был нанесен непоправимый ущерб, и нашли для этого адекватные юридические средства: положения остальных разделов не могут противоречить выделенным в начале основам строя, принимаемым и изменяемым особым способом. Этот особый способ придает основам конституционного строя верховенство по отношению к остальной части Конституции.

    Особых способа три: либо принимать основы на всенародном голосовании, либо - тремя четвертями голосов, либо - в каждом субъекте Федерации.

    3. ПРОБЛЕМА РЕФЕРЕНДУМА

    Изначально мы предлагали, чтобы участие самих граждан в принятии новой Конституции - через референдум по основам - могло бы повысить ее легитимность, обеспечить общеприемлемость ее положений. Однако, от этой идеи, по-видимому, придется отказаться.

    Идиллия конца 1992 года длилась недолго. Сразу после завершения новогодних и рождественских каникул начались бурные консультации по вопросам проведения общероссийского референдума 11 апреля 1993 г.

    Вывод почти у всех - ощущение надвигающейся грозы.

    Налицо опасность серьезного конфликта между федеральной властью и властными элитами ряда республик в составе РФ. Ряд руководителей уже заявили о нежелании проводить референдум РФ на своей территории. Другие заявляют заведомо неприемлемые в федеративном государстве требования к референдуму, свидетельствующие о стремлении под шумок превратить РФ в межгосударственное образование «a-la» СНГ. Идущее ныне укрепление национальных элит дает им все рычаги для срыва малолюбезного голосования, затеваемого центром. Возможно, что будет повторен «эффект 17 марта 1991 г», когда на «вопрос Горбачева» нашелся «вопрос Ельцина»: жди тогда при соединения «своего» (альтернативного) вопроса к «чужому», т.е. российскому.

    Проявляются серьезные противоречия в содержательном подходе различных политических сил. Можно привести несколько ярких пар противоположных подходов.

    Референдум не нужен, его надо отменить или бойкотировать считают одни; нельзя узурпировать право народа на референдум, который необходимо проводить - говорят другие. Референдум поможет спасти РФ от развала, преодолеть сепаратизм и национализм - говорят одни; нет, референдум окончательно разрушит единство РФ - возражают им. Главный вопрос референдума - кому народ доверяет принятие новой Конституции - заявляют одни; здесь нет вопроса, ибо по действующему Основному Закону принять новую Конституцию должен только Съезд - резонно замечают им в ответ. Референдум должен быть на один вопрос об основах, которые нельзя разорвать, они целостны - один тезис; сам народ должен сделать выбор по нескольким спорным вопросам - контр-тезис.

    Основы должны базироваться на проекте Конституционной комиссии - полагают одни; мы будем вести беспощадную борьбу с проектом Конституционной комиссии в любом виде - непримиримо восклицают им в ответ. Референдум приблизит нас к принятию новой Конституции, К право вой реформе - замечают первые; вовсе нет, референдум окончательно разрушит правовую систему, усилит хаос, отвечают им.

    Я привел лишь самые характерные пикировки. За ними крупные интересы, несовместимые убеждения, противоположная культурная ориентация... За ними - призрак беспощадной борьбы.

    Активно включилась в процесс Конституционная комиссия РФ: проведя пленарное заседание, два совещания с лидерами ведущих российских политических объединений, рабочая группа предложила предварительный текст «Основ...», выносимых на референдум. Этот текст был взят за основу Президиумом ВС РФ (вариант Президиума ВС РФ публикуется в данном выпуске «Конституционного Вестника» - Ред.) и разослан в комитеты и комиссии.

    На наш взгляд, если и проводить референдум, то на него следовало бы вынести содержательный текст основ новой Конституции России: 10-12 тезисов в едином связном тексте. К положительным сторонам относятся неконфронтационность текста, который подготовлен на основе неоднократно утвержденного проекта; юридическая цельность. При этом требуется один-единственный вопрос: согласны ли граждане, чтобы новая Конституция была основана на таких вот положениях или нет?

    По сути, это призыв сказать «да» стабильному будущему России и преодолеть разрушение государства.

    Согласен, что текст наш излишне длинный, не совсем понятный обывателю, к тому же он вызывает малопонятное беснование со стороны ультра, которым все чудятся тени заговорщиков... Но он нацелен на сопричастность, а не раздор.

    Но есть, увы, и другой подход среди тех, кто ратует за референдум: провести народное голосование по 6 кратким и принципиальным вопросам. Вопросы при этом как бы понятны гражданам; бюллетень короткий воспринимается легче психологически; народ имеет возможность реального выбора в ключевых проблемах.

    Как мне кажется, перечень коротких вопросов не составляет целостных основ конституционного строя; они конфронтационны, резки, а значит, к ним обязательно добавят альтернативные формулировки - это разобьет голоса избирателей и ни один вопрос не наберет искомого большинства. В таком случае возникнет опасность деления вопросов на "ельцинские" и "хасбулатовские", референдум неизбежно политизируется, раскол в обществе возрастет.

    Приходится с сожалением установить, что такой подход исповедуют Ельцин и его окружение...

    4. КОНСТИТУЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ?

    Идея референдума возникла из оправданного стремления разрешить углубляющийся конституционный кризис в России, особенно - на уровне федеральный властей. Но является ли референдум единственным способом выхода из кризиса власти?

    Анализ показывает, что если власти откажутся от референдума как средства единения через легитимацию нового и прочного конституционного порядка, то от референдума надо отказаться. Мы за последние годы нагородили столь много, что пора научиться извлекать уроки до того, как непоправимое уже случилось...

    Что же вместо референдума?

    Мы предложили путь внесения изменений в постановление Съезда от 12 декабря 1992 г. «О стабилизации конституционного строя РФ». Руководителям федеральной власти в виду угрозы государственному единству РФ было предложено выступить с совместной инициативой созыва внеочередного Съезда - в марте-апреле с.г. При этом необходимо ограничить повестку дня, сведя ее к пересмотру решения о референдуме и к принятию решения о политической реформе в РФ.

    Впрочем, внеочередной Съезд может шарахнуться и покуситься на вопросы, далекие от тех, для решения которых он созывается. Надеюсь, что этого не случится: при всей сложности его характера, наш Съезд не раз уже выказывал государственную мудрость, принимая взвешенные, стабилизирующие решения.

    Наш вариант «Согласованных предложений по укреплению и развитию конституционного строя Российской Федерации» (он публикуется в данном выпуске «Вестника» - Ред.) предполагает два этапа. Сначала - достичь политического согласия вокруг пакета предложений. Затем - оформить их юридически квалифицированным большинством Съезда.

    Итак, красивая и четкая схема переходного периода условно разделяется на четыре этапа: принятие согласованного решения о политической реформе и его конституционное оформление; согласование спорных моментов и утверждение новой Конституции РФ; принятие Избирательного кодекса, назначение и проведение перевыборов; созыв нового Верховного Совета РФ.

    Данный маневр, возможно, позволит избежать обострения в обществе и предотвратить развал России, спасти трудную ситуацию. Перевыборы могут всплыть как неизбежный и наиболее мирный способ ухода от развала: вокруг идеи перевыборов может возникнуть долгожданное мощное согласие противостоящих политических сил. Это подтвердили многочисленные Круглые столы, хотя нельзя упускать из виду политический интерес их непосредственных участников, желающих своего избрания.

    Будет обеспечен этот переход или нет - зависит от решимости на нескольких уровнях.

    Нужно взаимопонимание между лидерами трех ветвей власти, которые порою забывают, что они не просто граждане, с упоением вставляющие друг другу пистон. Многое зависит от выдержки и дальновидности Президента РФ, которому остался последний шанс перестать быть «президентом демократов» и составить вместе с законно избранным вице-президентом консолидирующий центристский тандем.

    Нужно согласие между основными общероссийскими Политическими объединениями. Их Круглый стол мог бы вполне работать самостоятельно, без государственной опеки и услужничества, но основываясь на самоуправлении и честном поиске разумного решения. Иначе, как и все предыдущие идеи, идея Круглого стола захиреет, обесценится и рассыпется прахом...

    Наибольшую Трудность вызывает уговор между федеральной властью и регионами. Мало встречаться с руководителями республик. Важно обратиться непосредственно к жителям всех регионов России, уловить их волю, забытую федеральной властью, увлеченной верхушечной борьбой.

    Нынешние раздоры и межплеменные разборки стали возможными потому, что утрачена объединительная идея. Нет худа без добра. Сегодня такой главной цементирующей идеей становится задача упрочения российского государства как официального и вызывающего всеобщее доверие представителя многогранного российского общества.

    Восьмой Съезд стоит перед трудным выбором. Ранее выбор чаще был верным, нежели неверным. С Богом - на этот раз.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков