Зил 131 цистерна технические характеристики. Атз - автомобильный топливозаправщик

Зил 131 цистерна технические характеристики. Атз - автомобильный топливозаправщик

Армейский ЗИЛ-131 успел стать легендой советского и российского автомобилестроения. Эта машина показала, что в России, как бы ни ругали автопром, машины делать умели и умеют. ЗИЛ131 и сегодня востребован в самых разных областях народного хозяйства.

ЗИЛ- 131 был выпущен полвека назад, сменив устаревший . А в 1986 году появились его первые модификации. Изначально машина разрабатывалась для потребностей Советской Армии.

Благодаря своей высокой для того времени проходимости и грузоподъемности, достигавшей 5 тонн на асфальтовой дороге и 3,5 тонн на грунтовой (у этот показатель всего 3т), грузовик нашел применение в народном хозяйстве. ЗИЛ-131 преодолевает брод глубиной 1,4 метра и способен подняться в гору под углом 30о.

Прочитайте статью про современный автомобиль, используемый в вооруженных силах –

Описание

Первые машины ЗИЛ-131 предназначались для перемещения не только грузов, но и людей, поэтому в дощатом кузове с откидывающимся задним бортом были смонтированы откидные скамейки на 16 мест, и одна восьмиместная скамейка была отдельной.

На бортах предусматривались демонтируемые дуги для тента, что позволяло в случае непогоды укрыть людей и грузы. В таком виде, с бортовыми кузовами были выпущены первые машины и сразу поступили на вооружение армии, пришли в колхозы, на крупные строительные площадки.

Армейские бортовые машины снабжались:

  • люком для наблюдения. Он располагался справа в крыше кабины;
  • светомаскировочными фарами и фарой искателем слева;
  • усилением лобового стекла в виде средней стойки;
  • крепежными приспособлениями для автотранспортировки.

Машины были оснащены спецкомплектом, в который входили:

  • строевые гнезда для оружия,
  • прибор ночного видения,
  • бокс для документов и карт,
  • дозиметры;
  • инструмент для инженерно-земляных работ;
  • противопожарные средства и аптечка.

Немного модернизированные, бортовые машины с лебедкой и помостом над верхом кабины, добавочным освещением, и маркированные специальными знаками, обеспечивали ракетные комплексы специальным оснащением, выполняли перегрузку и доставку оборудования.

На видео – сравнение дизельного и бензинового ЗИЛ-131.

Технические характеристики

Автомобиль условно разграничивается на три основные составляющие:

Двигатель – комплекс узлов, которые приводят автомобиль в движение

Шасси – это, если сказать упрощенно, тележка с колесами, или то, что осуществляет движение.

Кузов – это функциональная начинка авто. От содержания кузова зависит назначение автомобиля. К примеру, на одном шасси, изменяя кузов, можно собирать десятки самых разных автомобилей – от самосвалов до автобусов.

ЗИЛ-131 вместе с лебедкой весит 6,8 тонн, с максимально допустимым грузом его вес достигает 10,5 тонн. Таким образом, грузоподъемность машины составляет 3, 5 тонны. ЗИЛ-131 также работает с прицепом, допустимый вес которого – 4 тонны.

Если машина будет работать со значительной перегрузкой, она быстро выйдет из строя.

В данном виде подробно про ЗИЛ-131:

Двигатель

На автомобиле установлен восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-131 с карбюраторной подачей топлива. Мощность ДВС составляет 150 лошадиных сил. Рабочий объем четырехтактного двигателя – 6 л. Наибольшее число оборотов двигателя – 3100, максимальный крутящий момент при 1800-2000 оборотах в минуту – 402Н/м.

Цилиндры размером 100 мм в поперечнике, располагаются под углом 90о, и работают в следующем порядке − 1−5−4−2−6−3−7−8.

Блок цилиндров верхнеклапанного ДВС, изготовленный из чугуна, состоит из:

  • легко снимающихся гильз, в верхней части которых имеются вставки, устойчивые к кислой среде, в нижней – уплотнительные кольца из резины.
  • поршней овальной формы из алюминиевого сплава,
  • двух алюминиевых головок цилиндров со вставными седлами,
  • поршневых колец, 3 из которых компрессионные, изготовлены из чугуна, и 1 маслосъемное, стальное.

Двигатель работает на бензине А-76, топливо подается принудительно, диафрагменным, герметичным насосом. Расход топлива на 100 км при скорости 40км/час составляет 40 литров (это на 10 литров больше, чем у ).

Шасси

Шасси состоит из основных элементов, действие которых направлено на передачу усилий от двигателя к колесам. Это:

  • трансмиссия,
  • ходовая часть,
  • управление.

Полноприводная трансмиссия с формулой колес 6х6 в ЗИЛ 131 представлена:

  • механической, с 5-ю передачами и двумя синхронизаторами, коробкой передач;
  • раздаточной коробкой с двумя передачами.

    Раздатка, состоящая из рычага, стяжной пружины, тяги, фиксаторов, замкового устройства и штоков, установлена на продольных балках рамы и закреплена болтами.

    Раздаточные передачи переключаются рычагом, имеющим три позиции: прямая передача – положение рычага назад, понижающая передача – рычаг вперед и нейтральная располагает рукоятку посередине.

  • шарниром равных угловых скоростей, передающим равномерное вращение независимое и от угла между соединяемыми осями, и обеспечивающим передачу крутящего момента при поворотах до 70 градусов относительно оси.
  • однодисковым сухим сцеплением с упругим гасителем крутильных колебаний;
  • двойной главной передачей;
  • коническим, с четырьмя сателлитами, дифференциалом;
  • 4-мя карданными валами;
  • тремя мостами. Передний мост является ведущим и управляемым, средний и задний мосты ЗИЛ-131- ведущие. Редукторы переднего и заднего мостов установлены над картером мостов и фиксируются фланцами, установленными горизонтально.

Ходовая часть

Рамы изготовлены штамповочным методом и соединенной со швеллерными лонжеронами и поперечинами, посредством клепания. Сзади вмонтирован крюк для буксирования других, машин, обладающих меньшей проходимостью.

  • передней и задней подвесок. Первая подвеска крепится на паре продольных рессор. Передние концы рессор закреплены на раме пальцами, вставленными в кованые ушки. Это самая старая и классическая конструкция подвески. Задняя подвеска – балансирная, распределяющая нагрузку между задним и средним мостами. Такой тип подвесок характерен для трехосных машин.
  • гидравлических амортизаторов двухстороннего действия, смонтированных на передней подвеске;
  • двойной главной передачи с парой конических и парой цилиндрических шестерен.

Колеса на ЗИЛ-131 дисковые, специальные, с разборными кольцом и ободом. Шины тоже специальные, восьмислойные, размер 12,00-20 с грунтозацепами. Здесь о колесах следует сказать особо. Первоначально обод крепили болтами, а после 1977-го года начали ставить колеса с цельным ободом и замочными кольцами.

Благодаря этому нововведению водители вздохнули легче, теперь им не надо отворачивать схватившиеся ржавчиной, или что хуже, примерзшие на морозе болты.

И,наконец,система управления грузовика,включающая в себя рулевое управлениес гидравлическим усилителем и систему торможения. Гидравлический усилитель руля вместе с рулевым блоком размещен в картере. Действие ГУР основано на работе лопастного насоса, который запускается от коленчатого вала клиновой передачей. Насос оснащен масляным радиатором.

Рулевой механизм представляет собой винт с гайкой на вращающихся шариках и рейку, часть которой зазубренная.

Тормоза на ЗИЛ 131 дисковые, с внутренними колодками, с воздушным приводом на рабочих, и механическим приводом на стояночных тормозах.Тормозная система устроена таким образом,что при их включении задействуются также тормоза присоединенного к машине прицепа или полуприцепа.

Сферы применения

Грузовые автомашины ЗИЛ-131 активно использовались не только внутри СССР, но и экспортировались в страны Варшавского договора и другие дружественные государства. Грузовик с солидным запасом прочности и усиленными тяговыми качествами был способен работать при температурах воздуха от -40 до + 50оС, на любых дорогах.

В то время не было понятия – внедорожник, потому что и дорог хороших практически не было, поэтому конструкторы разрабатывали машины с учетом низкой проходимости дорог. ЗИЛ 131 был основным транспортом для доставки армейских грузов и личного состава до 24 человек, служил тягачом для артиллерийских орудий, двухтонных грузоприцепов типа СМЗ-8325.

Бортовые модели ЗИЛ-131 были адаптированы для транспортировки грузовыми самолетами Ан-22, Ан-124 и Ил-76..

Все воинские модели ЗИЛ-131 с первых дней производства оснащали экранированным электрическим оборудованием, трехступенчатой фильтрацией воздуха игерметизированными блоками,что давало возможность использовать их во всех армейских образованиях, и в критических дорожных и погодных условиях (также как и ).

Позднее, на шасси ЗИЛ131 были выпущены топливные и маслозаправщики, автоцистерны, разработаны пожарные машины. Для передвижных лабораторий, радиолокационных установок и радиостанций были созданы кузова закрытого типа – фургоны. Выпускались также спецмашины для аэродромов.

  • транспортировки активных химических веществ;
  • дезактивации газов и ядовитых соединений;
  • дезинфекции местности, а также дезактивации ядовитых и зараженных веществ, попавших на боевое вооружение, технику, специальными жидкими растворами в случае химической или бактериологической атаки.

Станция предназначалась для нужд Армии. Спецоснащение станции АРС-14 состоит из:

  • двух насосов: ручного и механического самовсасывающего,
  • трубопровода,
  • рукавов, переходников и коллекторов.

В процессе работы жидкость насосом закачивается из водоема, цистерны или иной емкости и подается к местам, подлежащим обработке.

Конструкция АРС-14 была использована для создания пожарных машин.

Автомобиль рукавный АР-2

Рукавный автомобиль доставляет к месту возгорания команду пожарников, напорные пожарные рукава общей длиной до 5 км и трех разных сечений (150, 170, и 77 мм) и средство для пожаротушения (вода или пена). Конструктивно машина приспособлена для тушения пожаров. Встроенный насос подает мощную струи воды или противопожарной пены через специальный ствол.

Цена пожарной машины на базе шасси ЗИЛ-131 колеблется от 350-600 тысяч рублей.

Топливозаправщики и автоцистерны

На основе ЗИЛ 131 производились автоцистерны, топливо- и маслозаправщики. Заправочные машины оснащались самовсасывающим насосом, фильтрами первоначальной очистки, вентилями, задвижками, и трубопроводами.Сбоку от резервуара, вкоробах укладывались рукава.

Кабина управления автозаправщиком размещалась между резервуаром и рабочим местом водителя.Контроль над количеством топлива выполнял индикатор уровня, включавший световой или звуковойсигналы при превышении допустимого количества.

КУнГ ЗИЛ 131

Первые фургоны КУнГ ЗИЛ 131 появились в 1970 году. Кунг – кузов унифицированный, герметизированный, закрытый со всех сторон. Машины с такими фургонами использовались и продолжают эксплуатироваться в качестве передвижных лабораторий, передвижных медицинских учреждений и для иных исследовательских целей.

На шасси ЗИЛ-131 с фургоном КУнГ размещались передвижные радиостанции, средства радиосвязи, наблюдения.

Фургоны также использовали для отдыха и проживания в полевых условиях. В них осуществлялось управление войсками. Все кузова подобного типа оснащены бытовыми условиями, системами вентиляции и отопления, освещением. В отопительных устройствах предусматривались фильтры для очистки воздуха.

В зависимости от оснащения, и возложенных на КУнГ ЗИЛ-131 функций, отдельный фургон весит от 1200 до 1800 тонн.

Сейчас 3ИЛ131 с фургоном типа КУНГ можно купить за сумму от 150 до 350 тысяч рублей. Сколько стоит КУнГ без машины, зависит от его оснастки и года выпуска. В полностью оснащенном фургоне можно работать, или жить.

Мастерская технического обслуживания

Передвижная автомастерская МТО АТ- это еще одна область применения кузова-фургона на шасси ЗИЛ-131. Передвижную автомастерскую составляли следующие элементы:

  • шасси ЗИЛ-131;
  • лебедка, располагавшаяся впереди и крепившаяся к буферу и передней поперечине рамы болтами;
  • кузовкаркасно-металлическийКМ131илиК131 (фургон);
  • специальное технологическоеоборудование, инструменты устройства дляТО автомобилей.

Были разработаны отдельные мастерские для ремонта гусеничной техники, для технического сервис ремонта четырехосных машин, которые оснащались в соответствии с потребностями данных транспортных средств.

Возможно вам также будет интересна статья про .

Армейский ЗИЛ-131 успел стать легендой советского и российского автомобилестроения. Эта машина показала, что в России, как бы ни ругали автопром, машины делать умели и умеют. ЗИЛ131 и сегодня востребован в самых разных областях народного хозяйства.

ЗИЛ- 131 был выпущен полвека назад, сменив устаревший ЗИЛ-157 . А в 1986 году появились его первые модификации. Изначально машина разрабатывалась для потребностей Советской Армии.

Благодаря своей высокой для того времени проходимости и грузоподъемности, достигавшей 5 тонн на асфальтовой дороге и 3,5 тонн на грунтовой (у ЗИЛ-5301 этот показатель всего 3т), грузовик нашел применение в народном хозяйстве. ЗИЛ-131 преодолевает брод глубиной 1,4 метра и способен подняться в гору под углом 30о.

Прочитайте статью про современный автомобиль, используемый в вооруженных силах – Камаз каратель.

Описание

Первые машины ЗИЛ-131 предназначались для перемещения не только грузов, но и людей, поэтому в дощатом кузове с откидывающимся задним бортом были смонтированы откидные скамейки на 16 мест, и одна восьмиместная скамейка была отдельной.

На бортах предусматривались демонтируемые дуги для тента, что позволяло в случае непогоды укрыть людей и грузы. В таком виде, с бортовыми кузовами были выпущены первые машины и сразу поступили на вооружение армии, пришли в колхозы, на крупные строительные площадки.

Армейские бортовые машины снабжались:

  • люком для наблюдения. Он располагался справа в крыше кабины;
  • светомаскировочными фарами и фарой искателем слева;
  • усилением лобового стекла в виде средней стойки;
  • крепежными приспособлениями для автотранспортировки.

Машины были оснащены спецкомплектом, в который входили:

  • строевые гнезда для оружия,
  • прибор ночного видения,
  • бокс для документов и карт,
  • дозиметры;
  • инструмент для инженерно-земляных работ;
  • противопожарные средства и аптечка.

Немного модернизированные, бортовые машины с лебедкой и помостом над верхом кабины, добавочным освещением, и маркированные специальными знаками, обеспечивали ракетные комплексы специальным оснащением, выполняли перегрузку и доставку оборудования.

На видео – сравнение дизельного и бензинового ЗИЛ-131.

Технические характеристики

Автомобиль условно разграничивается на три основные составляющие:

Двигатель – комплекс узлов, которые приводят автомобиль в движение

Шасси – это, если сказать упрощенно, тележка с колесами, или то, что осуществляет движение.

Кузов – это функциональная начинка авто. От содержания кузова зависит назначение автомобиля. К примеру, на одном шасси, изменяя кузов, можно собирать десятки самых разных автомобилей – от самосвалов до автобусов.

ЗИЛ-131 вместе с лебедкой весит 6,8 тонн, с максимально допустимым грузом его вес достигает 10,5 тонн. Таким образом, грузоподъемность машины составляет 3, 5 тонны. ЗИЛ-131 также работает с прицепом, допустимый вес которого – 4 тонны.

Если машина будет работать со значительной перегрузкой, она быстро выйдет из строя.

В данном виде подробно про ЗИЛ-131:

Двигатель

На автомобиле установлен восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-131 с карбюраторной подачей топлива. Мощность ДВС составляет 150 лошадиных сил. Рабочий объем четырехтактного двигателя – 6 л. Наибольшее число оборотов двигателя – 3100, максимальный крутящий момент при 1800-2000 оборотах в минуту – 402Н/м.

Цилиндры размером 100 мм в поперечнике, располагаются под углом 90о, и работают в следующем порядке − 1−5−4−2−6−3−7−8.

Блок цилиндров верхнеклапанного ДВС, изготовленный из чугуна, состоит из:

  • легко снимающихся гильз, в верхней части которых имеются вставки, устойчивые к кислой среде, в нижней – уплотнительные кольца из резины.
  • поршней овальной формы из алюминиевого сплава,
  • двух алюминиевых головок цилиндров со вставными седлами,
  • поршневых колец, 3 из которых компрессионные, изготовлены из чугуна, и 1 маслосъемное, стальное.

Двигатель работает на бензине А-76, топливо подается принудительно, диафрагменным, герметичным насосом. Расход топлива на 100 км при скорости 40км/час составляет 40 литров (это на 10 литров больше, чем у ЗИЛ-431410).

Шасси

Шасси состоит из основных элементов, действие которых направлено на передачу усилий от двигателя к колесам. Это:

  • трансмиссия,
  • ходовая часть,
  • управление.

Полноприводная трансмиссия с формулой колес 6х6 в ЗИЛ 131 представлена:

  • механической, с 5-ю передачами и двумя синхронизаторами, коробкой передач;
  • раздаточной коробкой с двумя передачами.

    Раздатка, состоящая из рычага, стяжной пружины, тяги, фиксаторов, замкового устройства и штоков, установлена на продольных балках рамы и закреплена болтами.

    Раздаточные передачи переключаются рычагом, имеющим три позиции: прямая передача – положение рычага назад, понижающая передача – рычаг вперед и нейтральная располагает рукоятку посередине.

  • шарниром равных угловых скоростей, передающим равномерное вращение независимое и от угла между соединяемыми осями, и обеспечивающим передачу крутящего момента при поворотах до 70 градусов относительно оси.
  • однодисковым сухим сцеплением с упругим гасителем крутильных колебаний;
  • двойной главной передачей;
  • коническим, с четырьмя сателлитами, дифференциалом;
  • 4-мя карданными валами;
  • тремя мостами. Передний мост является ведущим и управляемым, средний и задний мосты ЗИЛ-131- ведущие. Редукторы переднего и заднего мостов установлены над картером мостов и фиксируются фланцами, установленными горизонтально.

Ходовая часть

Рамы изготовлены штамповочным методом и соединенной со швеллерными лонжеронами и поперечинами, посредством клепания. Сзади вмонтирован крюк для буксирования других, машин, обладающих меньшей проходимостью.

  • передней и задней подвесок. Первая подвеска крепится на паре продольных рессор. Передние концы рессор закреплены на раме пальцами, вставленными в кованые ушки. Это самая старая и классическая конструкция подвески. Задняя подвеска – балансирная, распределяющая нагрузку между задним и средним мостами. Такой тип подвесок характерен для трехосных машин.
  • гидравлических амортизаторов двухстороннего действия, смонтированных на передней подвеске;
  • двойной главной передачи с парой конических и парой цилиндрических шестерен.

Колеса на ЗИЛ-131 дисковые, специальные, с разборными кольцом и ободом. Шины тоже специальные, восьмислойные, размер 12,00-20 с грунтозацепами. Здесь о колесах следует сказать особо. Первоначально обод крепили болтами, а после 1977-го года начали ставить колеса с цельным ободом и замочными кольцами.

Благодаря этому нововведению водители вздохнули легче, теперь им не надо отворачивать схватившиеся ржавчиной, или что хуже, примерзшие на морозе болты.

И,наконец,система управления грузовика,включающая в себя рулевое управлениес гидравлическим усилителем и систему торможения. Гидравлический усилитель руля вместе с рулевым блоком размещен в картере. Действие ГУР основано на работе лопастного насоса, который запускается от коленчатого вала клиновой передачей. Насос оснащен масляным радиатором.

Рулевой механизм представляет собой винт с гайкой на вращающихся шариках и рейку, часть которой зазубренная.

Тормоза на ЗИЛ 131 дисковые, с внутренними колодками, с воздушным приводом на рабочих, и механическим приводом на стояночных тормозах.Тормозная система устроена таким образом,что при их включении задействуются также тормоза присоединенного к машине прицепа или полуприцепа.

Сферы применения

Грузовые автомашины ЗИЛ-131 активно использовались не только внутри СССР, но и экспортировались в страны Варшавского договора и другие дружественные государства. Грузовик с солидным запасом прочности и усиленными тяговыми качествами был способен работать при температурах воздуха от -40 до + 50оС, на любых дорогах.

В то время не было понятия – внедорожник, потому что и дорог хороших практически не было, поэтому конструкторы разрабатывали машины с учетом низкой проходимости дорог. ЗИЛ 131 был основным транспортом для доставки армейских грузов и личного состава до 24 человек, служил тягачом для артиллерийских орудий, двухтонных грузоприцепов типа СМЗ-8325.

Бортовые модели ЗИЛ-131 были адаптированы для транспортировки грузовыми самолетами Ан-22, Ан-124 и Ил-76..

Все воинские модели ЗИЛ-131 с первых дней производства оснащали экранированным электрическим оборудованием, трехступенчатой фильтрацией воздуха игерметизированными блоками,что давало возможность использовать их во всех армейских образованиях, и в критических дорожных и погодных условиях (также как и МАЗ-5551).

Позднее, на шасси ЗИЛ131 были выпущены топливные и маслозаправщики, автоцистерны, разработаны пожарные машины. Для передвижных лабораторий, радиолокационных установок и радиостанций были созданы кузова закрытого типа – фургоны. Выпускались также спецмашины для аэродромов.

  • транспортировки активных химических веществ;
  • дезактивации газов и ядовитых соединений;
  • дезинфекции местности, а также дезактивации ядовитых и зараженных веществ, попавших на боевое вооружение, технику, специальными жидкими растворами в случае химической или бактериологической атаки.

Станция предназначалась для нужд Армии. Спецоснащение станции АРС-14 состоит из:

  • двух насосов: ручного и механического самовсасывающего,
  • трубопровода,
  • рукавов, переходников и коллекторов.

В процессе работы жидкость насосом закачивается из водоема, цистерны или иной емкости и подается к местам, подлежащим обработке.

Конструкция АРС-14 была использована для создания пожарных машин.

Автомобиль рукавный АР-2

Рукавный автомобиль доставляет к месту возгорания команду пожарников, напорные пожарные рукава общей длиной до 5 км и трех разных сечений (150, 170, и 77 мм) и средство для пожаротушения (вода или пена). Конструктивно машина приспособлена для тушения пожаров. Встроенный насос подает мощную струи воды или противопожарной пены через специальный ствол.

Цена пожарной машины на базе шасси ЗИЛ-131 колеблется от 350-600 тысяч рублей.

Топливозаправщики и автоцистерны

На основе ЗИЛ 131 производились автоцистерны, топливо- и маслозаправщики. Заправочные машины оснащались самовсасывающим насосом, фильтрами первоначальной очистки, вентилями, задвижками, и трубопроводами.Сбоку от резервуара, вкоробах укладывались рукава.

Кабина управления автозаправщиком размещалась между резервуаром и рабочим местом водителя.Контроль над количеством топлива выполнял индикатор уровня, включавший световой или звуковойсигналы при превышении допустимого количества.

КУнГ ЗИЛ 131

Первые фургоны КУнГ ЗИЛ 131 появились в 1970 году. Кунг – кузов унифицированный, герметизированный, закрытый со всех сторон. Машины с такими фургонами использовались и продолжают эксплуатироваться в качестве передвижных лабораторий, передвижных медицинских учреждений и для иных исследовательских целей.

На шасси ЗИЛ-131 с фургоном КУнГ размещались передвижные радиостанции, средства радиосвязи, наблюдения.

Фургоны также использовали для отдыха и проживания в полевых условиях. В них осуществлялось управление войсками. Все кузова подобного типа оснащены бытовыми условиями, системами вентиляции и отопления, освещением. В отопительных устройствах предусматривались фильтры для очистки воздуха.

В зависимости от оснащения, и возложенных на КУнГ ЗИЛ-131 функций, отдельный фургон весит от 1200 до 1800 тонн.

Сейчас 3ИЛ131 с фургоном типа КУНГ можно купить за сумму от 150 до 350 тысяч рублей. Сколько стоит КУнГ без машины, зависит от его оснастки и года выпуска. В полностью оснащенном фургоне можно работать, или жить.

Мастерская технического обслуживания

Передвижная автомастерская МТО АТ- это еще одна область применения кузова-фургона на шасси ЗИЛ-131. Передвижную автомастерскую составляли следующие элементы:

  • шасси ЗИЛ-131;
  • лебедка, располагавшаяся впереди и крепившаяся к буферу и передней поперечине рамы болтами;
  • кузовкаркасно-металлическийКМ131илиК131 (фургон);
  • специальное технологическоеоборудование, инструменты устройства дляТО автомобилей.

Были разработаны отдельные мастерские для ремонта гусеничной техники, для технического сервис ремонта четырехосных машин, которые оснащались в соответствии с потребностями данных транспортных средств.


В 1970 году на базе известного уже к тому времени грузовика ЗиЛ-131 по заказу армии создали бензовоз. Вернее, создали целую серию бензовозов. Сейчас объясню - модели АТЗ-4, АТЗ-4,3 и АТЗ-4,4 по сути представляют собой один и тот же автомобиль. Все дело в цистерне. Когда она стальная, она имеет емкость 4000 литров, когда сталь менялась на алюминий, за счет толщины стенок и общей прочности конструкции емкость увеличивалась до 4300 литров, а когда чуть удлинялась сама ёмкость (это единственное видимое отличие), цистерна вмещала уже 4400 литров. Соответственно менялся и индекс...

Согласно техническому описанию, эта цистерна предназначалась для перевозки фильтрованного топлива и механизированной заправки им гусеничных и колесных машин. Что интересно - вместе с заменой в 1986 году базовой модели на 131Н, сменилось и шасси для цистерн. Однако никакой информации по поводу бензоцистерн на шасси 131Н мне найти не удалось. Соответственно нельзя точно обозначить год завершения производства.

Точно можно сказать только то, что в 1994 году с производства сняли ЗиЛ-131Н, а равно с ним закончили производить и такие вот бензоцистерны. Что пришло им на смену - мне, увы, не известно...

Модель представляет из себя творчество обычного казанского "Элекона". Вернее не совсем обычного, а позднего, конца 90-х годов прошлого века, когда у "Элекона" все пошло "в раздрай" - качество отливок ухудшилось, подвески они стали делать перекошенные, покрышки не всегда вставляли в диски, а уж про гигантские щели и толстенные решетки фар я не говорю совсем...



Посмотрите на вид сверху... Я, конечно понимаю, что раз капот открывается, то какая-то щель там обязана быть. Но чтобы такая... А цистерна? Это просто нечеловеческий ужас - была бы это сборная модель, уже давно бы наложил шпаклевку и все привел в человеческий вид, но в 1:43 я мало где это делаю... Аутентичность дороже:-)


В общем, глядя на все перекосы и недоделки могу сказать - модель эта как все те времена 90-х годов... Неустойчивые, трещащие по швам, перекошенные, но все еще родные. Таким этот ЗиЛ мне и останется:-)
А что до названия - то выбирайте сами. Мне милее АТЗ-4-131 выпуска года 1980-го:-) Ну как-то так, в общем...

На протяжении почти 50 лет выпускался грузовой автомобиль ЗИЛ-131.

Он обладает большим количеством самых разных достоинств. В основном эксплуатировали его в армии.

Существует немало разнообразных модификаций данного автомобиля на базе универсального шасси.

Двигатель автомобиля

Несмотря на то, что первый серийный образец рассматриваемого автомобиля был выпущен в далеком 1966 году, технические характеристики мотора во многих сферах удовлетворяют запросы российской армии даже сегодня:

Наименование параметра Характеристика Единицы измерения
Тип двигателя Карбюраторный, четырехтактный
Количество рабочих цилиндров 8 шт.
Тип охлаждения Жидкостное
Клапаны В верхней части двигателя
Диаметр рабочих цилиндров 100 мм
Рабочий объем камеры сгорания 6 л
Длина пути хода поршня 95 мм
Сжатие 6,5
Максимальная мощность двигателя 150 л. с.
Крутящий момент при 2 000 об/мин 410 Н×м

Благодаря большой мощности и высокому крутящему моменту ЗИЛ-131 мог развивать по трассе скорость до 85 км/ч. Учитывая год выпуска, этот параметр можно назвать довольно впечатляющим.

Далеко не каждый легковой автомобиль тех лет мог передвигаться так быстро, не говоря уже о грузовиках такой большой массы.

Расход топлива ЗИЛ-131, изображенного на фото справа, при смешанном цикле езды составляет 49,5 л на 100 км при средней скорости 60 км/ч.

Согласно техническим характеристикам мотор рассчитан на работу с бензином АИ-76 или аналогичным, но с большим октановым числом.

КУНГ и иные модификации

Рассматриваемая модель грузовика оказалась настолько удачной, что на его базе выпускали большое количество различных модификаций.

Особенно популярен ЗИЛ-131 КУНГ. Данная аббревиатура расшифровывается как «кузов унифицированный нулевого габаритного размера».

Его каркас выполнен из уголков и швеллеров различных размеров, обшитых сверху металлическими листами.

Изнутри данный кузов-фургон ЗИЛ-131 обшивается пенопластом или иным теплоизолирующим материалом, после все закрывается покрытой антисептиком фанерой, что улучшает технические характеристики всего автомобиля.

Независимо от предназначения, все рассматриваемые грузовики с КУНГом оснащаются:

  • отоплением;
  • вентиляцией;
  • всевозможным бытовым оборудованием;
  • системой освещения (плафонами на потолке).

Уникальность ЗИЛа-131 КУНГ заключалась в присутствии в его кузове специальной фильтрационной установки ФВУА-100Н-12.

Она осуществляла забор воздуха из окружающей среды и обеззараживала его. Создавалось избыточное давление, что позволяло обезопасить пространство внутри фургона.

Отопительная система была полностью автономна, тепло выделялось путем сжигания дизельного топлива.

Также на базе рассматриваемого грузовика производили следующие модификации с хорошими техническими характеристиками:

  • ЗИЛ-131НА оснащался негерметичным и неэкранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач;
  • АТЗ-3 и подобные использовались в качестве топливозаправщиков;
  • МЗ-131 – маслозаправщики;
  • АЦ-40 – пожарная машина.

Уже после того, как производство данного грузовика было официально остановлено, он все же продолжал выпускаться с аналогичными тактико-техническими характеристиками, но уже как АМУР-521320.

Масса, габариты, грузоподъемность

Масса и габаритные характеристики автомобиля рассматриваемого типа относительно невелики, несмотря на его основное предназначение. Параметры следующие:

  • снаряженная масса модели без лебедки – 6 135 кг;
  • снаряженная масса модели с лебедкой – 6 375 кг.

Хотя, согласно техническим характеристикам, вес механизма лебедки автомобиля ЗИЛ-131 довольно существенен, ее наличие всегда обосновано, поскольку она позволяет справиться с передвижением в крайне сложных и экстремальных условиях местности.

Полная масса автомобиля:

  • при наличии лебедки – 10 425 кг;
  • без лебедки – 10 185 кг.

Максимальная грузоподъемность составляет всего 3 500 кг. Также при необходимости рассматриваемую технику можно использовать совместно с прицепом.

Его допустимая масса зависит от дорожных условий , в которых передвигается ЗИЛ-131:

  • масса при движении по дороге с твердым покрытием – 6 500 кг;
  • при движении по грунтовке – 4 000 кг.

Базовая версия автомобиля имеет следующие габаритные размеры:

  • длина от переднего бампера до задней части кузова, мм – 7 040;
  • высота без тента, мм – 2 480;
  • высота с тентом, мм – 2 975;
  • ширина от левого колеса до правого, мм – 2 500.

Клиренс ЗИЛа-131 составляет целых 330 мм, что позволяет без особых затруднений передвигаться даже по пересеченной местности – в лесах, по полям или же иным подобным местам.

Расстояние между колесами – 3,35 м +1,25 м. Ширина передней и задней колей одинакова и составляет 1,82 м. Радиус разворота – целых 10,8 м. Учитывая длину кузова, данный параметр не так уж велик.

Тормозной путь составляет 29 м при 50 км/ч. Причиной тому является большая инерция, возникающая из-за массы всего автомобиля и фургона с людьми, а также всем имеющимся оборудованием.

Конструкция шасси

Шасси рассматриваемого автомобиля включает в себя следующие основные составные части:

  • механизмы управления;
  • ходовую часть;
  • главную силовую передачу (трансмиссию).


Механизмы управления ЗИЛом-131 включают в себя:

  • рулевое управление с гидроусилителем, имеющее механическую связь с передними колесами;
  • тормозную систему.

Ходовая часть включает в себя следующие составные части:

  • раму;
  • оси, на которых расположены колеса;
  • подвески.

Главная передача данного грузовика является двойной, ее передаточное число равно 7.34.

Особенности грузовика

Важно! Особенностью автомобиля данного типа является то, что передний мост включается электропневматическим приводом.

Орган, позволяющий его задействовать, располагается на приборной панели внутри кабины и представляет собой обычный металлический двухпозиционный тумблер.

Также передний мост можно было включить при помощи рычага переключения скоростей.

Коробка передач ЗИЛ-131 по своим техническим характеристикам – механического типа.

Вторая и третья передачи оснащаются специальными замками. Они предотвращают произвольное выключение скорости в случае, если нагрузка на двигатель быстро возрастает. Это чрезвычайно актуально во время затяжного подъема.

Для своего года выпуска ЗИЛ-131 оснащается довольно продвинутой электроникой.

В конструкции использованы генератор переменного тока с большим запасом мощности, а также бесконтактное зажигание с электронным коммутационным устройством.

Кроме того, имеется специальное вибрационное устройство, обеспечивающее передвижение в течение 30 часов без остановки своим ходом. Все это было в новинку для тех годов, когда рассматриваемый автомобиль начал серийно выпускаться.

Кабина

Кабина на ЗИЛе-131 используется каркасного типа, снаружи она обшивается листовым металлом, изнутри присутствует утеплитель различного типа. Его наличие позволяет водителю чувствовать себя комфортно даже в сильный мороз.

Проветривание салона осуществляется путем открытия специальных форточек в дверях, а также боковых окон.

Все подвижные элементы снабжаются специальными резиновыми уплотнителями, их присутствие позволяет осуществлять закрывание максимально герметично.

На приборной панели автомобиля находится все необходимое для осуществления мониторинга основных параметров двигателя:

  • датчик уровня бензина;
  • вольтметр/амперметр;
  • спидометр;
  • датчик давления масла;
  • датчик температурный;
  • тахометр.

Все органы управления, необходимые для комфортной эксплуатации автомобиля, присутствуют в зоне досягаемости водителя.

Рычаг включения поворота располагается на рулевой колонке. Все остальное находится на приборной панели правее тахометра.

Рукояти органов управления имеют наиболее подходящую для осуществления хвата форму, что позволяет выполнять различные операции с максимальным удобством.

Кресла водителя и пассажиров не отличаются большим количеством регулировок.

Но, несмотря на это, нахождение в данной кабине достаточно приятно: конструкторы изготавливали сиденья с учетом антропометрических параметров среднестатистического человека. Поэтому большинство водителей может управлять ЗИЛом-131 с большим комфортом.

Знаете ли вы, благодаря каким создаёт максимальную безопасность находящихся в ней людей?

В этом рассмотрены достоинства и недостатки экскаватора-погрузчика «Амкодор 352».

На кабине закреплены внушительного размера зеркала заднего вида. Их угол обзора дает возможность без особых затруднений обозревать все, что находится позади кабины, даже если передвижение осуществляется со специальным прицепом.

Цена

Несмотря на то, что модель выпускается уже довольно давно, она до сих пор пользуется спросом, поскольку отличается не только выносливостью и универсальностью, но также небольшой стоимостью.

Цена на конкретную машину непосредственно зависит от года выпуска, пробега и состояния:

Год выпуска Пробег, км Стоимость, руб.
1985 400 000 160 000
1990 240 000 179 000
1993 260 000 190 000
2000 50 000 750 000
2002 111 000 270 000

Также на стоимость модифицированных версий ЗИЛа-131 сильно влияет установленное на них оборудование. Например, база данного автомобиля с предустановленной буровой установкой может стоить от 1,5 до 2 млн руб.

Чем сложнее и дороже оборудование, тем выше цена автомобиля.

Стоимость ЗИЛа-131 с автовышкой может достигать 500-600 тыс. рублей.

Простота ремонта и дешевизна делают использование ЗИЛа-131 экономически обоснованным.

На сегодняшний день появилось довольно большое количество всевозможных грузовиков с аналогичными и даже лучшими рабочими параметрами.

Но при этом ЗИЛ-131 до сих пор успешно эксплуатируется во многих частях российской армии, а также в организациях, занимающихся геологической разведкой, бурением и строительством в качестве бортового самосвала.

Узнаем некоторые технические характеристики и причины популярности ЗИЛ-131 из следующего видео:

В семейство различных автоцистерн на шасси ЗИЛ-131 входили самые простые модели двойного назначения, а также унифицированные военные топливозаправщики АТЗ-4-131 и АТЗ-4,4-131 и маслозаправщик МЗ-131.

АЦ-4,0-131 - многоцелевая автоцистерна двойного назначения на шасси ЗИЛ-131 со стальным резервуаром вместимостью 4100 л и сливом топлива самотеком. Принята на вооружение в 1971 году и состояла в подразделениях материального обеспечения для хранения, транспортировки и перекачивания нефтепродуктов. Оснащалась вихревым насосом СВН-80 производительностью 500 л/мин с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, боковой кабиной управления, продольными цилиндрическими пеналами или ящиками для хранения рукавов, фильтром предварительной очистки и системой контроля. Полная масса машины - 10 365 кг.

АЦ-4,3-131 (АЦЗ-4,3-131) - автоцистерна-заправшик двойного назначения на шасси ЗИЛ-131 с рамным 4300- литровым резервуаром из алюминиевого сплава и задней кабиной управления. Принята на вооружение в апреле 1970 года и выпускалась до 1973 года. Применялась для транспортировки, перекачивания топлива и одновременной заправки до четырех единиц колесной или гусеничной техники с замером выдаваемых количеств. На машине были смонтированы вихревой насос СВН-80, фильтр тонкой очистки, два топливных счетчика-литрометра, трубопроводы и раздаточные рукава с кранами, боковые пеналы для рукавов. Управление всеми операциями ручное из кабины управления, установленной между кабиной водителя и цистерной. Полная масса - 10 510 кг.

АТЗ-4,4-131 - армейский топливозаправщик на шасси ЗИЛ-131 со стальной несущей цистерной с эксплуатационной емкостью 4400 л. Принят на вооружение 21 января 1975 года. По общей конструкции и комплектации был унифицирован с заправщиком АТЗ-4-131 и служил для одновременной заправки четырех потребителей.

AT3-4-131 (АТЗ-4,1-131) - многоцелевой армейский топливозаправщик на шасси ЗИЛ-131 со стальной цистерной вместимостью 4148 л. Принят на вооружение в июле 1976 года и выпускался с того же года Реутовским заводом стройоборудования. По общей конструкции и оснащению был унифицирован с заправщиком АТЗ-4,4-131. Снаряженная масса машины - 7040 кг, полная - 10 370 кг.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков